Одно из самых важных свойств государства – это способность к прогрессу. И здесь у меня для читателя плохая новость: у Казахстана с этой способностью все очень неблагополучно, правильнее будет говорить о регрессе, а не о прогрессе. На это указывает динамика Индекса трансформации Бертельсмана (диаграмма 1) , сообщает exclusive.kz .

Ручная работа с новым современным компьютером и бизнес-стратегией, как c — стоковое фото

Фото: depositphotos.com

Диаграмма 1

Индекс трансформации Бертельсманна оценивает эффективность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в части формирования демократических институтов и рыночной экономики. В основе методологии индекса – экспертные оценки. Для каждой страны используются 17 критериев (всего 49 вопросов с 10-бальной системой оценки). Рейтинг публикуется один раз в два года. Для диаграммы 1 методологически точнее был бы заголовок «Динамика Индекса Статуса Казахстана», Индекс трансформации лучше передает суть.

На диаграмме 1 мы видим, что способность Казахстана к прогрессу, во-первых, имеет тенденцию к снижению. Во-вторых, Казахстан входит в группу аутсайдеров, если взять все страны участвующие в рейтинге или даже постсоветские страны (без учета стран Балтии). Так же наша страна одна из худших среди стран из верхнего сегмента средних доходов.
Индекс Бертельсманна состоит из трех главных компонентов: Демократия, Экономика и Государственное управление.

Демократия

С Демократией у Казахстана дела обстоят совсем неблагополучно. Наша страна относится к аутсайдерам по способности к демократизации (смотрите диаграмму 2).

Диаграмма 2

Статус демократии включает в себя следующие компоненты: государственность, участие граждан в политической жизни, верховенство закона, стабильность демократических институтов, политическая и социальная интеграция.

Ниже краткий обзор компонентов. С начала как определяют термин авторы Индекса, а затем динамика оценок и вывод. Шкала оценок от 0 до 10.

Государственность: есть ясность в отношении существования нации как государства с адекватно установленными и дифференцированными структурами власти.

С 2006 по 2014 гг. оценка равнялась 8.5. В 2016 г. она поднялась до 8.75, а потом снизилась до 8.25 в 2022 г. Некий регресс есть, но все же оценки остаются высокими. Казахстан – это состоявшееся государство.

С остальными компонентами дела обстоят гораздо хуже.

Участие в политической жизни: граждане решают, кто правит, и у них есть другие политические свободы.

Стартовая оценка в 2006 г. – 2.75. Она поднялась до 3.25 в 2008 г., продержалась на этом уровне несколько лет, а с 2014 начала снижаться, пока не достигла значения 2.5 в 2022 г. Можно утверждать, что мы, граждане Казахстана, практически исключены из политической жизни страны. И возможность в ней участвовать у нас снижается.

Верховенство закона: ветви власти контролируют и уравновешивают друг друга и обеспечивают гражданские права.

Стартовая оценка в 2006 — 4 (максимальное значение для Казахстана). Оценки сразу стали снижаться, пока в 2016 г. не достигла минимального значения – 2.75. После этого оценки подросли до 3.5 в 2022 г. У нас явный перекос в пользу исполнительной ветви власти, а гражданские права скукоживаются как шагреневая кожа.

Стабильность демократических институтов: демократические институты способны функционировать, и они должным образом принимаются.

Оценки удивительно стабильны (простите за невольный каламбур) – на протяжение всего периода наблюдений они равны 2. Снижаться почти некуда, а расти не получается. Как грустный вывод – у нас нет стабильных политических институтов.

Политическая и социальная интеграция: существуют стабильные модели представительства для посредничества между обществом и государством; существует также консолидированная гражданская культура.

Стартовая оценка в 2006 – 3.7 (максимальное значение для Казахстана). После 2008 г. оценки стали снижаться. В 2022 г. оценка равна 2.7. Между Обществом и Властью есть нарастающий разрыв, гражданская культура находится на низком уровне.

Как можно видеть, есть все предпосылки к тому, что наша государственность столкнется с проблемами. И как она с ними справится – неизвестно.

Экономика

С Экономикой в Казахстане дела обстоят получше, чем с Демократией. При том, что есть явный тренд на ухудшение способности к экономическому развитию, наша страна, тем не менее, не относится к аутсайдерам и ее оценки лучше средних значений (диаграмма 3).

Диаграмма 3

Статус экономики включает в себя следующие компоненты: уровень социально-экономического развития, организация рынка и конкуренция, денежно-кредитная и фискальная стабильность, частная собственность, режим социального обеспечения, экономические показатели, устойчивость.

Как и в случае с демократией рассмотрим каждый компонент в отдельности.

Уровень социально-экономического развития: в принципе, уровень развития страны допускает достаточную свободу выбора для всех граждан.

В 2006 г. оценка была равна 6. В 2008 г. она снизилась до 5 и сохраняла такое значение по 2018 г. включительно. В 2020 и 2022 гг. она была равно снова 6. Казахстан среди середняков. Успехов нет, но и явных провалов тоже нет.

Организация рынка и конкуренция: существуют четкие правила стабильной рыночной конкуренции.

Стартовая оценка в 2006 г. – 6.5. В 2008 оценка выросла до 7.25. А потом стала стабильно снижаться и в 2022 г. была равна 6.25. Рыночная экономика в Казахстане есть, но ей присущи серьезные дефекты, в том числе ограничение конкуренции.

Денежно-кредитная и фискальная стабильность: существуют институциональные и политические меры предосторожности для достижения денежно-кредитной и фискальной стабильности.

Если в 2006 г. она оценивалась как «превосходная» с 9 баллами, то в 2022 г. уже просто как «надежная» с 6.5 баллами. Не катастрофа, но тенденция печальная. «Ручное» управление расшатывает денежно-кредитную и фискальную стабильность.

Частная собственность: существуют надлежащие условия для поддержки функционирующего частного сектора.

Здесь мы в очередной раз видим ухудшение: оценки снижались с 7 в 2006 г. до 6 в 2022 г. «Огосударствление» экономики еще не обрело фатальный характер, но условия для функционирования частного сектора ухудшаются.

Система социального обеспечения: существуют эффективные механизмы компенсации социальных рисков.

У Казахстана качество системы социального обеспечения среднее. Практически на протяжении всего периода наблюдений оценка равнялась 6. Власть в Казахстане стремится не допускать явных провалов в этой сфере, опасаясь политических последствий.

Экономические показатели: показатели экономики указывают на устойчивое развитие.
Та же картина, что и в случае с денежно-кредитной и фискальной стабильностью. Если в 2006 г. экономические показатели Казахстана указывали на устойчивое развитие с 9 баллами, то в 2022 г. оценка равнялась 6 баллам – развитие перестало быть устойчивым. Негативный эффект роста влияния государства на экономику налицо.

Устойчивость: экономический рост является сбалансированным, экологически устойчивым и ориентированным на будущее.

Оценки Казахстана в этом компоненте колеблются между 5 и 5.5. Явного провала нет, но и успеха тоже нет.

Читатель, возможно обратил внимание, что максимальные оценки относятся к 2006 г. Это не случайно – в 2006 г. еще оказывали свое влияние реформы, начатые в конце прошлого века. Но после роста цен на нефть от идей, на которых базировались те реформы, отказались. Казахстан постепенно дрейфует от рыночной к командно-административной экономике.

Государственное управление

По качеству государственного управления у Казахстана не все благополучно – его оценки хуже средних оценок по всем странам и странам из верхнего сегмента средних доходов. Но лучше средних оценок стран постсоветской Евразии (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Справедливости ради надо отметить, что после 2016 г. оценки подросли.

Это может показаться странным, что при усилении авторитаризма и отступления от рыночной экономики, не происходит провала в качестве государственного управления. На самом деле, мы здесь имеем дело с феноменом, который присущ многим странам мира – примитивизацией общественной и экономической жизни.

Если мы еще раз посмотрим на динамику оценок компонентов демократии и экономики, то увидим довольно отчетливое движение от более сложных форм общественного устройства и рыночной экономики, сложной системы самой по себе, к более простым формам и ограничениям рыночной экономики. Движение от сложного к простому и есть примитивизация.

Примитивизация – это регресс. Определенный путь регресса мы уже прошли. Сейчас Казахстан на развилке: продолжить двигаться от сложного к простому или все-таки выбрать прогресс.

Источник exclusive.kz