Опрос частных фирм по всей стране выявил повсеместный пессимизм в отношении деловой среды и ее способности генерировать прибыль , сообщает forbes.kz .

Фото Рост белой стрелки вверх на фоне флага китая

Фото: freepik.com

Прошел год с тех пор, как Китай ослабил меры нулевого COVID, которые сдерживали экономическую активность, однако в стране до сих пор не наступил подъем, которого ожидали как директивные органы, так и эксперты. Напротив, экономические показатели прошлого года рисуют неутешительную картину.

Последствия краха крупного застройщика Evergrande в 2021 году еще далеки от завершения, и сектор продолжает испытывать трудности даже после того, как правительство ослабило ограничения на покупку недвижимости в таких городах, как Гуанчжоу и Шанхай. Финансовое состояние Китая также ухудшилось, из-за стремительного роста долга местных органов власти, что привело к тому, что в декабре Moody's понизило кредитный прогноз страны. В последнем квартале 2023 года индекс потребительских цен в Китае продолжал падать, что свидетельствует о недостатке внутреннего спроса.

Эти проблемы усугубляются высокой безработицей среди молодежи, сокращением государственных услуг и снижением заработной платы государственных служащих. Но хуже всего то, что доверие частного сектора подорвано, что ставит под угрозу способность Китая привлекать инвестиции и поддерживать экономический рост.

Эти проблемы вызывают обеспокоенность общественности и провоцируют все более жаркие дискуссии, даже в условиях жесткой цензуры и регулирования информационной среды в Китае. После неоднократных публичных заявлений о поддержке со стороны высокопоставленных китайских лидеров появляется все больше признаков того, что частный сектор потерял доверие к директивным органам. Хотя правительство принимает меры по стимулированию экономики, его внимание явно, по-прежнему, сосредоточено на официальных политических целях, таких как внутренняя стабильность и обеспечение сильного присутствия Коммунистической партии во всех институтах, от школ до частного сектора.

Неудивительно, что опрос частных фирм по всей стране, проведенный Высшей школой бизнеса Ченг Конг, выявил повсеместный пессимизм в отношении деловой среды и ее способности генерировать прибыль. Руководители компаний считают официальные заявления пустой риторикой, и они не забыли о недавних громких арестах предпринимателей и драконовских репрессиях в сфере финансов, технологий, частного репетиторства и недвижимости. Эта потеря доверия отражается на фондовом рынке Китая, который в настоящее время находится в числе худших в мире. Впервые за четверть века Китай имеет отрицательное сальдо прямых иностранных инвестиций, что означает, что капитал покидает страну.

Уровень безработицы среди молодежи является еще одной «канарейкой в шахте», поскольку, по данным правительства, на частный сектор приходится более 80% возможностей трудоустройства, и он играет решающую роль в инновациях. Недавним выпускникам все сложнее найти работу. По оценкам Чжан Даньданя из Пекинского университета, уровень безработицы среди молодежи может достигать 46,5%. Хотя эта цифра вызывает горячие споры, мало кто сомневается в том, что безработица выше официального уровня, который в июне 2023 года составлял 21,3%, до того, как Национальное бюро статистики перестало это освещать.

Хотя в прошлом месяце NBS возобновило представление данных о занятости молодежи, эта оценка показателя в 14,9% не включала студентов в возрасте от 16 до 24 лет. Другие международные расчеты включают эту группу, что свидетельствует об отклонении от стандартной практики, а изменение методологии не было доведено до сведения общественности. Такое отсутствие транспарентности еще больше подорвало доверие общественности и снизило уверенность в экономическом управлении правительства.

Местные органы власти также теряют доверие общественности из-за растущих долгов и кризиса недвижимости. В Ухане пожилые люди протестуют против сокращения пособий по медицинскому страхованию. А в Гуанчжоу и Даляне жители недавно узнали, что местные власти использовали средства государственного медицинского страхования для оплаты массового тестирования на COVID-19.

Финансовые проблемы Китая распространились даже на должности государственных служащих, которые когда-то считались экономическими синекурами. В 2023 году среди этой когорты людей выросло недовольство, вызванное значительным сокращением годовых премий. Фактически китайские госслужащие должны не только справиться с сокращением зарплат, но и обязаны вернуть ранее полученные премии.

Помимо всех этих тревожных показателей, в экономике наблюдается заметный сдвиг в сторону менее продуктивной государственной модели. По данным исследователей из Института международной экономики Петерсона, доля государства в 100 крупнейших листинговых компаниях Китая увеличилась с 57% до 61% за первую половину 2023 года, в результате чего доля частного сектора упала ниже 40%. Более того, если в 2021 году 27 из 41 крупнейших компании, занимающихся недвижимостью, с годовым доходом не менее 100 млрд юаней ($664 млн) были частными предприятиями, то в 2023 году из 16 ведущих компаний только три были частными.

Восстановление делового доверия имеет решающее значение для решения растущих финансовых и экономических проблем Китая. Всего десять лет назад мировая общественность с оптимизмом смотрела на траекторию развития Китая, подпитываемую проблесками либеральных, рыночных экономических реформ. Однако надежда на то, что частный бизнес в Китае вскоре сможет процветать, не оправдалась. Частному сектору становится все сложнее внедрять инновации, привлекать инвестиции и создавать рабочие места для молодых сотрудников. Для возрождения былых жизнерадостных настроений потребуется правительство, готовое принять реформаторски настроенных экономистов и технократов, а также готовое поддержать предпринимателей, которые в последние десятилетия играли фундаментальную роль в росте экономики.

Поскольку центральное правительство изо всех сил пытается оживить экономику, явно необходим другой подход. Это означает выход за рамки риторики и освобождение предпринимателей, которые были задержаны за выражение инакомыслия, консультации с различными экспертами по предложениям экономической политики и снижение идеологического влияния, такого как «Идеи Си Цзиньпина», в повседневной жизни.

Такие меры будут противоречить идеологическому руководству нынешнего режима. Но без существенных изменений в политике и мышлении, направленных на поддержку частного сектора и возрождение доверия среди инвесторов и предпринимателей, Китай столкнется с длительным периодом экономической отсталости и стагнации.

Авторы Кэтрин Тай, Рене Луо

Источник forbes.kz