Когда министерства и акиматы научатся экономить госсредства , сообщает caravan.kz .
Фото - архив "Каравана"
Как казахстанские чиновники – от акимов до министров – выполняют или не выполняют поручения президента Токаева по сокращению госрасходов?
Потребовалось чуть больше месяца после назначения нового премьер-министра Бектенова, чтобы на одном примере понять, во сколько обходятся налогоплательщикам «трудодни» бастыков, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Только ли цейтнот и жесткие требования президента и премьер-министра мешают большим начальникам создавать реально действующие документы? Или что-то еще? Разберемся?
Поручения и их исполнение
7 февраля на расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству уточнить приоритеты расходов бюджета с упором на стимулирование экономической активности. «Системная проблема кроется в порядке распределения бюджета. Финансы расходуются на текущие задачи, а стратегические цели отходят на второй план». И добавил, что «за последние пять лет объем дефицита бюджета превысил 11 триллионов тенге».
По сути, упрекнул правительство в неэффективном управлении госсредствами.
Да, цифру 11 триллионов запомнили?
9 февраля премьер-министр Олжас Бектенов откликнулся. И поручил министрам «в течение 10 дней провести ревизию республиканского бюджета. И всех местных бюджетов - в течение месяца. Никто не должен сорить деньгами». Это сказано на совещании по реализации поручений президента. «Расходы должны быть четко приоритезированы с акцентом на получение полной экономической отдачи. А непродуктивные полностью исключены», - сказал премьер.
Но кто и по каким критериям будет определять «непродуктивные»? Не сказал.
Месяц – это нормальный срок? Комментирует экономист Айжан Сейтжанова: "Конечно, ненормальный. Некорректные сроки. Надо пересматривать десятки госпрограмм и нацпроектов, бюджеты акиматов, министерств и нацкомпаний, включая квазисектор. Это физически невозможно. Можно ли будет верить цифрам по итогам этих скороспелых ревизий?.."
20 февраля (ну да, 10 дней уже прошло). Министр национальной экономики Нурлан Байбазаров доложил на заседании правительства, что завершена ревизия непродуктивных расходов республиканского бюджета. «Предлагается сокращение текущих административных затрат госорганов. Это командировочные расходы, проведение форумов, исследований и так далее».
Сейтжанова: «Многие эти «деловые» командировки министров были по факту «туристическим семейными» поездками. С детьми и с жёнами. Результаты этих вояжей в 90-х и в начале нулевых годов – нулевые».
Дальше читаю Байбазарова: «Будут пересмотрены проекты и мероприятия НЕ первостепенной важности. Такие, как строительство административных зданий, текущие ремонты, приобретения, капитальные затраты и прочее… Предлагается провести оптимизацию расходов за счет изменения условий финансирования реализации проектов…По результатам анализа будет оптимизировано свыше 300 миллиардов тенге».
Глава государства говорил о дефиците бюджета в 11 триллионов тенге. А министр обещает «оптимизировать» только 300 миллиардов? Правда, это пока еще без учета областных и городских бюджетов. По мнению некоторых экономистов, вряд ли удастся сэкономить в сумме триллион-полтора.
13 марта мажилисмен Елнур Бейсенбаев от имени фракции партии Amanat обратился к премьер-министру Олжасу Бектенову с депутатским запросом. Вначале напомнил, что в 2022 году президент Токаев поручил правительству разработать новые кодексы – налоговый, водный, градостроительный. В сентябре 2023 глава государства в своем послании напомнил, что пора бы доложить, что сделано.
Ну вот и добрались до конкретики.
Планировали Градостроительный кодекс, а получился просто Строительный
Его эксперты и общественники еще полгода назад разобрали по кирпичикам и молекулам. В общем, приговорили к сносу. Потом и президент дал ему оценку. «Проект не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений».
Без ответов остались вопросы по точечной застройке, по качеству строительства, соблюдению архитектурно-строительных норм, комплексной градостроительной экспертизе. И это уже после январского землетрясения в Алматы, когда граждане стали пристальнее вглядываться в то, что делают стройкомпании.
«Это не градостроительный кодекс, а строительный», - заявил Бейсенбаев.
Его, кстати, разрабатывали в министерстве промышленности и строительства в рамках госзадания. И, разумеется, в рамках поручения главы государства. Но почему-то документ этот сочиняли в АО «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры». А он – на минуточку! – подотчетен министерству.
«На разработку проекта кодекса в 2023 году было выделено 382,5 млн тенге. В то же время ряд важных законопроектов был подготовлен без каких-либо трат из бюджета. Как случилось, что не менее важные акты можно подготовить, не тратя бюджетные средства? А написание Строительного кодекса, который не выдержал общественной и профессиональной критики, потребовало специального финансирования… Мы считаем, что деньги были использованы не по назначению».
Комментарий Айжан Сейтжановой:
«А какой уровень профессионализма был у авторов этого «реферата»?..
По словам Бейсенбаева, «несложно с помощью программы «Антиплагиат» установить, что проект кодекса вобрал в себя три действующих закона» – «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, «О жилищных отношениях», «О долевом участии в жилищном строительстве». При этом оригинальность текста составила менее одного процента. Получается, министерство затратило на разработку 240-страничного почти полностью переписанного проекта порядка 1,6 млн тенге за каждую страницу».
В финале депутат потребовал провести служебное расследование по факту растраты государственных средств на скверную разработку документа. И «в случае подтверждения нецелевого использования обеспечить возврат средств в государственный бюджет… Усилить персональную ответственность руководителей госорганов за некачественное и несвоевременное исполнений главы государства».
Справка «Каравана»
В декабре 2019 года тогдашний премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что министерство национальной экономики и Счетный комитет внесут поправки в законы, «направленные на усиление ответственности за неэффективное планирование и использование бюджетных средств».
Поправки внесли. А «эффект» от неэффективного использования остался?
К слову, сейчас депутаты мажилиса изучают новые варианты Налогового, Водного, Бюджетного кодексов и других проектов, которые требуют пересмотра.
Нас ждут новые открытия?
P.S. В пятницу на Национальном курултае в Атырау президент Токаев опять напомнил, что «нельзя допускать раздутия бюджетов государственных органов».
Автор Сергей Туник
Источник caravan.kz