На первом месте для страны будут собственные экономические интересы.
Фото: freepik.com
Казахстан проводит новую линию в соблюдении санкций, направленных против России, обещая ставить собственные экономические интересы на первое место, одновременно углубляя торговые связи со странами от Ирана до Китая. Об этом пишет Bloomberg, сообщает banker.kz.
Как заявил в беседе с Bloomberg заместитель премьер-министра Казахстана Серик Жумангарин, страна "не будет слепо следовать санкциям", если они затронут отечественные компании: "Мы не допустим, чтобы нашим собственным производителям запретили торговлю".
Это резкая смена риторики, которая отражает маневры Казахстана, крупнейшей в мире страны, не имеющей выхода к морю, в поисках доступа на мировые рынки для экспорта сырьевых и сельскохозяйственных товаров. Но проблемы только усиливаются, поскольку соседние экономики России и Ирана становятся самыми санкционными в мире, а Казахстан находится под пристальным вниманием Запада за содействие поставкам запрещенных товаров, отмечает агентство.
Хотя Казахстан выступил против возглавляемой США кампании санкций против России, такие высокопоставленные чиновники, как Жумангарин, ранее не оспаривали эти ограничения публично.
По словам Жумангарина, Казахстан не присоединился к запрету на продажу шарикоподшипников, которые имеют двойное военное и гражданское назначение, поскольку местный завод производит их по спецификации, которая традиционно используется только в Восточной Европе и странах бывшего СССР. Западные правительства утверждают, что шарикоподшипники относятся к так называемым "высокоприоритетным" товарам, необходимым для российской оборонной промышленности.
Намекнув на то, что для Казахстана могут быть исключения, Жумангарин дал понять, что страна все равно продолжит соблюдать правила, потому что "не выдержит" санкций.
Местные компании, включенные минфином США в санкционный список, находятся в процессе закрытия, сказал Жумангарин, не уточнив подробностей..
Казахстан входит в число стран, которые занимают центральное место в усилиях США и их союзников по изоляции российской экономики. Казахстан и Россия являются членами Таможенного союза и имеют вторую по протяженности границу в мире после границы между США и Канадой. По трубопроводу, связанному с российским портом Новороссийск, транспортируется около 80% казахстанского экспорта нефти.
Однако, по словам Жумангарина, некоторые меры, призванные перекрыть России доступ к товарам, нанесли непропорциональный ущерб Казахстану. При этом западные правительства мало что сделали, чтобы компенсировать ущерб Казахстану, который до начала войны считал Россию своим крупнейшим торговым партнером.
В качестве примера можно привести компанию Eurasian Resources Group (Евразийскую группу), 40% акций которой принадлежит казахстанскому государству, которая, по словам Жумангарина, терпит огромные убытки после того, как санкции заблокировали ее продажи железорудных окатышей в Россию. В отличие от этого, ее бывший крупнейший клиент переключился на отечественных поставщиков и процветает вместе с другими российскими сталелитейными предприятиями.
В отсутствие ограничений "прибыль оставалась бы в Казахстане", говорит вице-премьер. Вместо этого сейчас она "уходит к тем, против кого вы ввели санкции".
По словам Серика Жумангарина, некоторые ограничения на импорт в Казахстане настолько запретительны, что одна транснациональная корпорация столкнулась с трудностями при ввозе необходимого оборудования и получении лицензии, что заставило ее рассмотреть вопрос о переносе своего регионального распределительного центра в другую страну.
Смещение торговых потоков вокруг Казахстана в значительной степени выгодно Китаю. В настоящее время он является крупнейшим торговым партнером Казахстана с долей, превышающей пятую часть от общего объема. На долю Европейского союза в целом в первой половине этого года приходилось 36 %.
Для сравнения, на Россию в первые шесть месяцев 2024 года приходилось 18% от общего объема торговли, что почти на полтора процентных пункта меньше, чем в 2022 году. В то же время Казахстан стал одним из крупнейших перевалочных пунктов для экспорта автомобилей из ЕС в Россию, по данным Bloomberg Economics.
По словам Жумангарина, Казахстан в значительной степени преодолел проблемы платежей с Россией, работая с банками, не находящимися под санкциями, и осуществляя около 88% транзакций в национальных валютах.
Теперь перед Казахстаном стоит задача сбалансировать конкурирующие приоритеты: выйти из изоляции и не столкнуться с ограничениями, наложенными на его соседей.
По словам Жумангарина, санкции усложняют логистику торговли с Европой, вынуждая Казахстан идти в обход через Каспий, а затем через Грузию. Перевозки через Россию больше нецелесообразны, поскольку ее порты забиты внутренними грузами.
Многие из самых больших амбиций Казахстана направлены на Китай, который планирует удвоить количество "сухих портов", соединяющих страны, до четырех. Логистика – единственное препятствие для торговли с восточным соседом, говорит Жумангарин.
По словам Жумангарина, Казахстан, отрезанный от выхода к океану, стремится создать более надежные торговые пути, изучая маршрут на юг через Каспийское море в Иран. Сложность заключается в том, что многие из существующих ограничений распространяются на товары двойного назначения для оборонной и энергетической промышленности, сказал он.
Правительство Казахстана обратилось к Западу за уступками, которые позволили бы ему продавать товары в Иран или использовать страну для транзита, но безрезультатно. По словам Серика Жумангарина, Казахстан никогда не признавал односторонних санкций и планирует продолжать действовать.
"Каждый раз мы вынуждены торговаться. Но нам, как стране, нужно как-то жить", – цитирует Bloomberg вице-премьера Казахстана.
Возврат к списку новостей
Источник banker.kz