Кажется, некоторые банки в преддверии принятия нового Налогового кодекса могут радостно потирать руки в ожидании дополнительной прибыли. Которая, как предполагается, может снова оказаться за счет потребителей.
Фото:сaravan.kz
Первым звоночком стал рост с нового года комиссии за переводы с карты на карту, которая ранее составляла 150 тенге, но теперь неожиданно превратилась в 200, а в некоторых случаях даже в 2000 тенге. То ли еще будет,сообщает сaravan.kz.
Напомним – в ноябре прошлого года во время очередного заседания общественной палаты депутаты воспротивились предложенному Минэкономики пункту о введении 12 % НДС на банковские операции.
Перевел с карты на карту — комиссия составила 150 тенге. Но если норма, предложенная в новом проекте Налогового кодекса, будет принята, такие переводы могут стать почти на 12 % дороже! О чем это я? О планах Министерства экономики обложить все платежные операции НДС. Обслуживание пластиковых карт, переводы с карты на карту, со счета на счет, перечисления и банковские услуги могут значительно подорожать. Представители МНЭ утверждают, что банки покроют эти расходы сами, но давайте будем честными — это миф. Банки никогда не упустят возможности переложить затраты на клиентов. Это не благотворительные организации, – подчеркнул тогда в своих соцсетях мажилисмен Асхат Аймагамбетов.
Добавив, что «такие изменения не только увеличат наши затраты, но и подорвут доверие к финансовой системе. Эта инициатива затронет каждого».
Как вы думаете, насколько справедливо перекладывать очередные налоги на плечи обычных людей? Проблему бюджетного дефицита нужно решать за счет сокращения неприоритетных расходов, более рационального использования бюджета, отмены льгот и повышения налогов для сфер, получающих сверхдоходы, увеличения КПН банков! – заключил депутат.
Против выступили также представители Ассоциации финансистов Казахстана, НПП «Атамекен» и даже Нацбанк РК. Плюс накануне о предполагаемом 12 % обложении высказались в одном из банков второго уровня, где заявили, что «финансовые услуги никогда не облагались НДС, и их не нужно облагать, потому что все дополнительные налоги лягут бременем, конечно же, на клиентов».
Тем не менее данный пункт все равно был внесен непосредственно перед поступлением проекта Налогового кодекса в Мажилис.
Что происходит сегодня, накануне очередного обсуждения поправок в новый Налоговый кодекс? Что может произойти потом? Своим мнением с поделился экономист-эксперт Марат Абдурахманов.
Поскольку все переводы и депозиты подорожают, как и кредиты, население просто выйдет из банковских продуктов, как это было в 90-е годы. И в итоге банки вдруг, внезапно, как это случилось в 2014 году, объявят о дефолте. Или — как это произошло еще в 1993 году. Все равно смысл один. Но вот это предложение не случайно, поскольку доля «плохих» кредитов официально в Казахстане уже выше критической нормы, которая предусмотрена международными стандартами. Потому-то такие решения и проталкиваются, — говорит экономист.
К слову, о «плохих» кредитах – многие наверняка помнят середину 2000-х годов, когда предложениями всяких-разных кредитов были оклеены все автобусные остановки. «Плохие» кредиты – это те кредиты, которые не обслуживаются, по которым нет платежей.
Сегодня цифра тех, на ком они числятся, достигает примерно 1,8 миллиона человек. Потому-то 3 миллиона человек в стране подавали на банкротство. Теперь вот это бесконтрольное, безнадзорное финансирование абы как и абы кого приводит к закономерному результату. Аналогичная ситуация с кредитами была с 2002 по 2014 год. В среднем этот цикл занимает 10 лет. И с момента банкротства системы, в результате чего произошла девальвация 2015 года, прошло тоже уже 10 лет, — подчеркивает эксперт.
Ну, а что же простые казахстанцы? Чем все эти рассуждения у парадных подъездов могут обернуться для них?
Девальвация никогда не приводила к благосостоянию граждан. Средняя минимальная зарплата тогда была 168 долларов, а сейчас, в конце 2024 года, даже без учета инфляции, она минимально составила 160 долларов. То есть в переводе на доллары все казахстанские работники потеряли свои реальные доходы. Повторюсь, вся эта ситуация не случайна, поэтому в Налоговом кодексе нет стимулирующих методов для производителей. Так как, если бы мы хотели, чтобы у нас были производства, у нас бы не было НДС. Потому как НДС – это налог на перепроизводство, а у Казахстана – зависимость от импорта. Соответственно, у нас НДС в принципе быть не может! У нас может быть только КПН и единый налог с заработной платы в разумных пределах с правом налогового вычета. Но в текущем Налоговом кодексе этого всего у нас нет, и в проекте, который представлен в Мажилис, тоже, — заключил Марат Абдурахманов.
Остается добавить, что очередное обсуждение поправок в новый Налоговый кодекс в Мажилисе парламента РК должно состояться 20 февраля.
Автор Ольга Шишанова
Источник caravan.kz