На протяжении всего минувшего года мировые рынки привыкали к новой реальности — медленному, но неуклонному снижению курса китайского юаня. Вместе с тем валютные запасы Китая снизились за прошлый год на $320 млрд. Львиная доля этой суммы была потрачена как раз на поддержание юаня. И все впустую. Видимо, власти устали понапрасну сжигать валюту и перешли на административные меры. С нового года в КНР действуют новые правила вывоза денег за границу. Ограничения коснулись рядовых граждан и конвертации юаней в доллары. Для покупки иностранной валюты сверх индивидуальной годовой квоты $50 тыс., которая установлена для физических лиц, введены дополнительные требования. Как сообщает Bloomberg, набор новых правил и формальных процедур включает следующие ключевые пункты:

 

  • Граждане должны давать письменное обязательство, что валюта не будет использована для приобретения недвижимости, покупки ценных бумаг, страхования жизни или инвестиций под видом страхования.
  • Покупатели валюты обязаны заранее давать подробный отчет, на что они намерены потратить валюту. Подразумевается, что это могут быть деловые поездки, посещение родственников, учеба или лечение за границей, приобретение товаров. Обязательно должны быть названы сроки реализации этих планов с указанием месяца и года.
  • Граждане должны подтверждать, что они не одалживают другим лицам и не берут взаймы у других лиц валюту, купленную по годовым квотам.
  • Покупатели валюты обязаны подтверждать также, что соблюдают все ограничения, направленные на борьбу с отмыванием денег, уклонением от налогов и незаконными банковскими операциями.
  • Лица, нарушившие правила покупки валюты, могут быть лишены индивидуальной годовой квоты на срок до трех лет. Против них может быть начато расследование по подозрению в отмывании денег.

 

Не исключено, что дело не ограничится объявленными мерами. На рынке уже циркулируют слухи, что Государственное валютное управление (State Administration of Foreign Exchange, SAFE) готовит новый пакет ограничений. На этот раз они должны коснуться китайских компаний.

 

Ужесточение правил для состоятельных граждан, а также упорные слухи о возможных новых строгостях для бизнеса уже дали единовременный положительный эффект. Курс юаня отреагировал ростом на 2,5%. Это редкая прыть для валюты, которая, по выражению The New York Times, обычно торгуется «степенно».

 

Возможно, поддержку росту юаня оказало и падение доллара, пришедшееся на эти же дни. Но меры сработали. Рынок в Гонконге, где торговля китайской валютой происходит более свободно, чем внутри самого Китая, испытал острую нехватку юаней. В какой-то момент ставки по депозитам overnight достигали 100%, хотя в течение октября и ноября они колебались в диапазоне 1–3%.

 

Многие аналитики, отмечает The New York Times, подозревают, что за скачком котировок и ставок стоит руководство Китая. Властям действительно очень хотелось бы отбить у спекулянтов всякую охоту играть на понижение юаня и открывать короткие позиции. Однако Народный банк Китая отрицает, что прямо или косвенно причастен к происходящему на рынке.

 

Между тем, на этой неделе стало известно об очередном усыхании валютных резервов. В декабре они стали меньше еще на $41,1 млрд и упали до пятилетнего минимума $3,01 трлн. Это было шестое месячное и десятое квартальное падение подряд. С 2014 года резервы уменьшились на целый триллион долларов. По мнению экономистов, которых цитирует Bloomberg, уже в январе сумма валютных резервов может оказаться ниже психологически важной отметки $3 трлн. И хотя нынешней подушки безопасности экономике более чем достаточно по любым мыслимым стандартам, преодоление знакового рубежа вниз окажет дополнительное давление на китайскую валюту.

 

 

Источник - Банкир.Ру