Сырьевой рынок приготовился к уверенному старту: все сектора кроме энергетического укрепились. Похоже, что звезда Дональда Трампа начала закатываться еще до того, как он въехал в Белый дом, поэтому мы считаем, что рынок может пересмотреть свои прогнозы. Такие обстоятельства спровоцировали падение курса доллара и ставок доходности по облигациям, что оказало поддержку золоту.

  • Ожидания хаотичного правления Дональда Трампа обеспечат высокую волатильность на рынке;
  • По мере приближения дня инаугурации прогнозы на сырьевом рынке пересматриваются;
  • Пока что лидеры роста в 2017 году – кофе и металлы;
  • Наибольшие потери несут энергоресурсы, в особенности природный газ.

 

Кофе, металлы и выращиваемые товары показывают отличные результаты в 2017 году, а вот природный газ и другие энергоресурсы идут на спад.

 

«Добро пожаловать в 2017 год и в Трампманию, мир, где атмосферу определяют твиты, беспорядочно появляющиеся в разных уголках США, и где новой вечной модой становится непринятие установленных правил». Это фраза нашего главного экономиста, которая открывает опубликованный на прошлой неделе «Прогноз на 1-й квартал». В нем я также высказываю свое мнение о перспективах сырьевого рынка, в частности золота и нефти.

 

По мере приближения инаугурации, которая состоится 20 января, рынок начал пересматривать первоначальные прогнозы относительно влияния этого события на различные рынки и сектора. На последней пресс-конференции Дональд Трамп вел себя в прежней манере и большую часть времени провоцировал критиков и СМИ, нежели рассказывал о будущем пути развития. Это повышает вероятность того, что его правление будет экспериментальным и порой хаотичным, и обе эти характеристики обеспечат высокую волатильность на рынке в ближайшие месяцы.

 

Доллар повсеместно продавался, а облигации выросли в цене, в результате чего реальные ставки доходности по 10-летним облигациям США – главный движущий фактор золота – опустились до двухмесячного минимума. Пока участники рынка облигаций переоценивают влияние президентства Трампа, его усиливающийся протекционистский тон способствовал распространению волнений о последствиях его правления для экономического роста и инфляции.

 

Снижение курса доллара в целом оказало поддержку сырьевому рынку в начале 2017 года, но, как мы видим по приведенным ниже результатам торговли, прогнозы в отношении некоторых секторов, в особенности сектора драгоценных металлов, пересматриваются.

 

Спустя две недели после начала нового года мы видим, что проблемы с предложением на фоне высокого спроса обеспечили впечатляющий скачок цен на выращиваемые товары. В особенности это касается рынков кофе и сахара, но и какао, наконец, начало пользоваться спросом в районе почти трехлетнего минимума.

 

Рынок зерна отметился на этой неделе ростом после выхода ежемесячного отчета правительства США о перспективах мирового спроса и предложения. В нем они снизили прогноз посевной площади для озимой пшеницы в США до самого низкого с 1909 года уровня, так как фермеры реагируют на ухудшение экономических условий после очередного года избыточного предложения и низких цен. Также были снижены оценки урожая и запасов соевых бобов, что спровоцировало падение цен на эту культуру.

 

В то же время общий объем поставок трех основных сельскохозяйственных культур увеличился больше чем на 10% и достиг рекордного значения. Таким образом, поддержать цены может новость о сокращении посева, пока мы ждем, какие погодные условия уготовил нам предстоящий сельскохозяйственный сезон.

 

Стимулом для повышения цен на промышленные металлы послужило падение курса доллара и рост цен производителей в Китае, так как это увеличивает вероятность экспорта инфляции из Китая. Восходящее движение возглавила медь: угрозы для предложения, которые создали Индонезия (ограничения на экспорт) и Чили (забастовка), спровоцировали скачок цены до самого высокого за месяц значения. Однако почти рекордная длинная позиция в фондах может послужить подавляющим фактором, учитывая, что с начала ноября металл уже подорожал на 20%.

 

Золото продолжает восстанавливаться от декабрьского минимума, чему активно способствует Дональд Трамп, окутывая будущее ореолом неизвестности. Бессодержательная, превращенная в фарс, пресс-конференция на этой неделе помогла золоту и серебру еще больше укрепить свои позиции. Дополнительными факторами роста послужили падение курса доллара и повышение стоимости облигаций, в результате которого реальная ставка доходности по 10-летней облигации США – ключевой движущий фактор золота – опустилась до минимального за два месяца уровня.

 

Хедж-фонды еще в июле прошлого года начали сокращать длинные позиции по золоту, а после 8 ноября это движение превратилась в массовое бегство. За неделю, окончившуюся 3 января, ставки на рост цены золота уменьшились на 88% по сравнению с максимальным значением, в то время как общее количество коротких позиций за последние восемь недель выросло на 150%.

 

Инвесторы, использующие в целях экспозиции биржевые индексные продукты, обычно реагируют медленнее, чем хедж-фонды. Они начали сокращать позиции после 8 ноября, то есть приблизительно на три месяца позже последних, а значит, подъема спроса пока не ожидается.

 

В настоящее время золото торгуется в области 1205 долларов за унцию, что соответствует линии коррекции 38,2% от падения, вызванного обещаниями Трампа. Если ему удастся удержаться выше этого уровня, то это может пробудить интерес к покупкам со стороны фондов, которые не рассчитывали на такое изменение прогнозов. Особенно это касается фондов с короткими позициями, большинство из которых теперь окажутся под угрозой.

 

В пятницу цены на сырую нефть снижались после двухдневного роста, вызванного надеждами на исполнение обещаний о сокращении добычи. Новость о том, что Саудовская Аравия добывает меньше, чем ожидалось, особенно вдохновила «быков», защищающих рекордную длинную позицию. Учитывая, что процент исполнения всех обещаний равен около 60-80%, а Ливия наращивает добычу, необходимо, чтобы кто-то сокращал объемы в большей степени, и именно это сейчас делает Саудовская Аравия.

 

Ливия, которая освобождена от обязательства по сокращению добычи нефти, стремительно наращивает объемы производства с августа прошлого года. На прошлой неделе суточный объем превысил 700 000 баррелей по сравнению с 260 000 баррелей в августе. Такой подъем стал возможен благодаря повторному открытию нефтедобывающих и экспортных объектов на востоке этой неспокойной страны.

 

В целом рынок торгуется в диапазоне, пока участники ждут подтверждений о ходе реализации обещаний о сокращении. Четкая картинка вряд ли появится раньше 13 февраля, когда ОПЕК опубликует свой ежемесячный отчет о состоянии нефтяного рынка за январь. Тогда мы получим полное представление о реальных объемах добычи странами ОПЕК в сравнении со сторонними оценками.

 

Между тем лучшим источником информации, касающейся исполнения целей, будут мировые индикаторы нефтяных потоков, начиная от современных спутниковых технологий и заканчивая уже устаревшей сетью источников на местах.

 

В течение первой недели, закончившейся 3 января, спекулятивные позиции хедж-фондов изменились незначительно. Совокупная чистая длинная позиция составила 790 миллионов баррелей, а валовая длинная позиция превысила 900 миллионов баррелей. В то же время впервые за девять недель валовая короткая позиция по сырой нефти WTI увеличилась, правда, всего на 7,6 миллиона баррелей.

 

В краткосрочной перспективе мы сохраняем наш прогноз о том, что рынок будет торговаться в диапазоне, но при этом отмечаем риск снижения цены из-за угрозы ликвидации длинных позиций. Торговый диапазон равен 51-55 долларов для нефти WTI и 53,50-58 долларов для нефти Brent. Учитывая предпринимаемые сейчас усилия по восстановлению баланса на рынке, мы не видим риска сильной коррекции, как это было неоднократно в течение последних лет, когда спекулянты слишком увлекались торговлей в одном направлении.