Все указывало на то, что начало 2017 г. будет тяжелым для китайского юаня. Несмотря на усилия правительства остановить утечку, счет движения капитала выглядел как никогда плохо. В новый год резиденты традиционно тратят зарплату на покупку иностранной валюты, что должно было лишь усилить давление. Аналитики приготовились к массовому выводу средств из Китая. Юань резко упал в начале 2016 г., застав всех врасплох. В этот раз эксперты были готовы.
Но вместо этого юань начал год как одна из лучших валют в мире. Это особенно проявилось на офшорном рынке, где иностранцы торгуют им максимально свободно. Юань укрепился на 2,5% по отношению к доллару за два дня первой недели 2017 г. Это самый большой двухдневный скачок с 2010 г., или когда началась торговля китайской валюты в Гонконге, его основном офшорном центре. Внутри Китая рост был более сдержанным, но юань, тем не менее, поднялся до месячного максимума.
Валютные рынки, как известно, очень переменчивы, поэтому опасно делать фундаментальные выводы на основе двухдневного скачка. Но в Китае правительство всегда имело жесткий контроль над юанем. Так что укрепление валюты вызывает обоснованный вопрос: это была простая поддержка или перспективы юаня действительно улучшаются?
В ралли Гонконга можно без труда увидеть руку китайского центробанка. Основной причиной взлета стал дефицит юаней в Гонконге. Когда его резиденты массово вышли из китайской валюты, общий объем депозитов снизился до чуть более 600 млрд юаней ($86,7 млрд), это самый низкий показатель с начала 2013 г. Это привело к нехватке ликвидности, что немедленно взвинтило стоимость заимствования юаней в Гонконге до заоблачного уровня: ставка по однодневным депозитам подскочила до 61% в начале 2017 г.
В нормальных условиях центральный банк увеличил бы ликвидность для смягчения дефицита. Но китайские власти почти никак не реагировали на кризис наличности, с удовлетворением наблюдая, какие убытки несут те, кто делал ставки против юаня.
Чтобы заработать на коротких продажах валюты, инвесторы занимают деньги, продают их, а потом надеются обратно выкупить их после снижения. С чрезвычайно высокими ставками по кредитам подобная стратегия становится особенно рискованной. По мере того как дефицит ликвидности уменьшился, офшорный юань растерял полученный прирост.
Для защиты юаня китайское правительство традиционно ужесточает контроль над движением капитала. В последние два месяца власти начали проверку всех переводов компаний за рубеж на сумму $5 млн и больше. Переводы физических лиц также вскоре будут внимательно проанализированы. Контроль должен замедлить эрозию валютных резервов Китая, которые сократились до $3 трлн с $4 трлн в 2014 г.
Самое главное, что китайская экономика сегодня намного крепче, чем два года назад, когда началось постепенное ослабление юаня. Бум на рынке недвижимости дал мощный толчок тяжелой промышленности. Инфляция цен производителей в настоящее время достигла максимальных темпов за более чем пять лет.
Центральный банк ужесточает монетарную политику, но делает это предельно осторожно. По мере того как экономические и политические циклы в Китае все больше следуют за американскими, уменьшается возможность для получения силы в долларе, который в свою очередь снижает давление на юань.
Но даже в этом случае существует много других факторов, которые привели к обвалу юаня на 7% в прошлом году, самом резком обесценивании в недавней истории. Широкая денежная масса продолжает увеличиваться двузначными темпами. Китайские компании и домохозяйства сохраняют огромный интерес к иностранным активам.
Большинство аналитиков ожидают, что в ближайшее время юань вновь начнет снижаться, хотя это мнение уже не так категорично. Центральный банк Китая давно заявляет о желании сделать юань более волатильной и менее предсказуемой валютой. В этом случае регулятор, безусловно, уже добился своей цели.
Источник: vestifinance.ru