Cкупка валюты Минфином для мягкого ослабления курса рубля и снижения зависимости от нефти может вызвать обратный эффект — рост курса за счет притока в страну спекулятивного капитала. В таком случае зависимость от нефти усилится, а разворот на сырьевом рынке спровоцирует резкую девальвацию, предупреждают эксперты Высшей школы экономики. Новое «бюджетное правило» Минфина может спровоцировать рост курса рубля, а не снижение, как ожидает Минфин, предупреждают экономисты Высшей школы экономики (ВШЭ). В рамках этого правила Минфин с 7 февраля проводит операции с валютой на внутреннем рынке в размере дополнительных доходов от превышения стоимости нефти — прописанных в бюджете $40 за баррель Urals.
В течение месяца объем операций должен составить 113,1 млрд рублей. Эти деньги будут направлены не на дополнительные расходы, а фактически на финансирование дефицита бюджета. Правило позволит обеспечить экономию средств Резервного фона.
Так Минфин намерен препятствовать чрезмерному укреплению курса рубля под влиянием дополнительных валютных поступлений от роста цен на нефть.
Эксперты ВШЭ допускают два варианта расходования средств, полученных в результате покупки валюты на дополнительные доходы от подорожания нефти выше $40 за баррель Urals. Согласно первому варианту, Минфин будет продавать валюту Банку России (тогда финансирование будет происходить за счет эмиссии рублей ЦБ), что может привести к реальному и номинальному ослаблению рубля. Второй вариант предполагает продажу валюты на открытом рынке, но «использование такого механизма легко может вступить в противоречие с целью недопущения укрепления рубля».
Спекулятивный приток
Действия Минфина по финансированию бюджетного дефицита через эмиссию рублей ЦБ приведут к ослаблению номинального курса рубля. По оценке аналитиков, если Минфин будет продавать валюту Центральному банку, это спровоцирует рост ликвидности банковской системы, что ослабит возможности регулятора по снижению ключевой ставки.
Одновременно дополнительный спрос на иностранную валюту со стороны Минфина вызовет замедление укрепления курса рубля, а действия ЦБ по созданию дополнительной ликвидности приведут к росту привлекательности российских активов.
В результате это может спровоцировать приток спекулятивного капитала в Россию, что, наоборот, приведет к укреплению рубля, и чем дольше цены на нефть будут на высоком уровне, тем больший объем спекулятивных денег попадет в страну. Если потом стоимость нефти пойдет на снижение, то спекулятивный капитал начнет резко уходить с российского рынка, а рубль окажется под угрозой девальвации, предупреждают эксперты ВШЭ.
«И чем позже такой разворот случится (если случится), тем больший спрос на иностранную валюту будет предъявлен, причем практически одномоментно. В этой ситуации вряд ли можно будет избежать достаточно быстрого обесценения рубля», — резюмируют экономисты.
В декабре прошлого года страны ОПЕК совместно с рядом независимых нефтедобывающих стран договорились о снижении добычи на 1,8 млн баррелей в сутки, что привело к росту стоимости нефти. Рубль с 7 декабря 2016 года по 6 февраля вырос к доллару на 7,7% — до 59,38 руб. за доллар. Средняя стоимость Urals в январе 2017 года составила $53,16 за баррель.
Плановое смягчение
Курс рубля к доллару снизится на 3–5 рублей, когда Минфин России начнет куплю-продажу валюты на внутреннем валютном рынке, говорится в обзоре Райффайзенбанка RAIF: Daily Focus от 26 января.
Опрошенные Bloomberg аналитики полагают, что покупка-продажа валюты в рамках «временного бюджетного правила» Минфином и Банком России могут привести к ослаблению рубля на 1–5%.
Интервенции «сделают макроэкономику России более предсказуемой в среднесрочной перспективе, но сейчас это может несколько негативно сказаться на курсе рубля и процентных ставках», сообщил ранее главный экономист «Ренессанс Капитала» в России Олег Кузьмин.
Источник: RNS