Государство не перестает находить способы для оказания помощи банковскому сектору. Уже принято решение провести капитализацию Фонда проблемных кредитов (ФПК) на Т2 трлн. Как считают опрошенные КазТАГ эксперты, этот шаг кабмина - настоящий подарок для банков. Однако он может превратиться в бомбу для валютного рынка.О том, что ФПК получит от государства дополнительную капитализацию в размере Т2 трлн, сообщил 13 февраля заместитель председателя правления Национального банка Олег Смоляков в ходе презентации в мажилисе поправок в закон о республиканском бюджете на 2017-2019 годы. По его словам, эта мера принимается в рамках поручений главы государства по оздоровлению банковского сектора. При этом выделенные ФПК средства предназначены для выкупа у банков проблемных активов. Формально все правильно, ведь когда в экономике есть проблемы, банкам нужно помочь, заявил КазТАГ источник в финансовом секторе. По его мнению, на фоне происходящих в секторе изменений сумма в $6 млрд выглядит для банков настоящим подарком от государства.
Однако получат его не все. Источник не исключил, что основная часть выделенной ФПК суммы достанется «Казкоммерцбанку». «Теперь государство покупает безнадежные кредиты, например, у Казкома, то есть получает токсичные активы, зато его акционеры - нормальные деньги. На их месте я был бы только рад», - отметил собеседник.
Однако появление столь большой суммы, по его мнению, может раскачать рынок. «Эти $6 млрд надо будет взять в Нацфонде, но на KASE (Казахстанская фондовая биржа – КазТАГ) их не продадут. Их купит Нацбанк, пополнив тем самым золотовалютные резервы, а на рынок «выбросит» 2 трлн тенге», - предположил он.
Как считает эксперт, все это может негативно сказаться на валютном рынке. «Каким после этого будет курс нацвалюты, остается только гадать. Это экономическая бомба, а в кого она попадет, пока не ясно», - заключил он.
В свою очередь директор ТОО «BRB Invest» Галим Хусаинов скептически оценил новую инициативу по оказанию поддержки банкам. По его мнению, проблема финансового сектора заключается не в проблемных займах, а в системе управления. «Пока она не изменится, никакая финансовая помощь не поможет сектору оздоровиться», - пояснил свою позицию Г.Хусаинов.
При этом у эксперта возник ряд вопросов относительного того, почему на капитализацию ФПК планируется выделить именно Т2 трлн.
«Согласно данным Нацбанка, объем проблемных кредитов с просрочкой более 90 дней составляет по сектору 1 трлн тенге. Сумма сформированных провизий по всей банковской системе составляет 1,6 трлн тенге. Фонд проблемных кредитов выкупает активы с дисконтом. Думаю, у нас он должен составлять 50% и выше. Это говорит о том, что реально неработающих кредитов должно быть около 4 трлн тенге. Зачем Нацбанк, показывая 1 трлн тенге проблемных кредитов, просит у государства помощь на 2 трлн тенге?» - акцентировал внимание директор ТОО «BRB Invest».
Он считает, что отчетность самого Нацбанка и БВУ требует уточнения. «Либо надо показать рынку реальное состояние дел банков и на основании этого просить столько денег для их оздоровления, либо не просить, если все и так неплохо», - заключил эксперт.
Напомним, что в предыдущие два года отечественные банки активно получали финансирование от государства. В 2015 году только для льготного кредитования предпринимателей банкам было выделено Т238,6 млрд. В рамках реализации программы «Нурлы жол» им было направлено Т76 млрд. Из Национального фонда банки получили Т60 млрд, из республиканского бюджета - Т0,6 млрд, из средств акиматов - Т3,3 млрд. Еще Т17,3 млрд выделил фонд развития предпринимательства «Даму».
В 2016 году банки получили от государства уже более Т380 млрд. Только Единый накопительный пенсионный фонд разместил в облигациях банков Т200 млрд. Еще Т137,4 млрд в банковский сектор пришло по госпрограме «Нурлы жол», Т13,9 млрд из собственных средств выделил фонд «Даму» и Т7,4 млрд – акиматы.