Должна ли Америка хотеть сильный или слабый доллар? Вопрос далеко не глупый, как может показаться на первый взгляд, и на него можно ответить по-разному. Первоначально следует спросить, что произойдет при неожиданном росте курса доллара, скажем, из-за высокой активности на фондовом рынке.
В связи с тем, что большинство американцев имеют свой доход и богатство в долларах, то его укрепление - хорошая новость для Америки и плохая для других стран. Сильный доллар может привести к серьезным финансовым проблемам на обремененных долгами развивающихся рынках, что в итоге прямо или косвенно отразится на американской экономике.
Но доллар обычно ведет себя так или иначе по какой-то причине или группе причин, и ответ на вопрос зависит от того, почему доллар сильный или слабый. Если курс доллара растет из-за того, что политика ФРС вызывает дефляционную рецессию, то это, скорее всего, плохо для всех.
Если доллар укрепляется, потому что Америка открыла что-то, как, например, нефть, и весь мир хочет получить его как можно больше, то это, вероятно, хорошо для всех. Хотя стоит помнить, что во всех этих случаях есть победители и проигравшие, как в Америке, так и других странах, отмечает британский журнал The Economist.
Другой способ подойти к нашему вопросу - спросить, если доллар переоценен или недооценен. Если он переоценен, то движение в сторону ослабления будет полезным. А как узнать, если валюта переоценена или недооценена? Можно, конечно, посмотреть "индекс Биг-Мака". Но более надежный способ - проверить платежный баланс.
Если страна устойчиво имеет положительное сальдо текущего платежного баланса, то ее валюта, вероятно, недооценена; отрицательное сальдо - переоценена. Америка имеет дефицит текущего счета с начала 1980-х гг., следовательно, ее валюта переоценена, и более слабый доллар в данном случае предпочтительнее.
Но по какой причине доллар не скорректировался к своей более точной цене в течение почти 40 лет? И здесь встает ключевой вопрос.
Доллар был переоценен все эти годы, потому что доллар - резервная валюта. Причем он не просто одна из резервных валют, а основная в мире. Он имеет этот статус отчасти по причине эффекта "колеи": из-за того что доллар был якорной валютой в послевоенном Бреттон-Вудском соглашении, другие экономики копили значительные долларовые запасы для сохранения своего фиксированного обменного курса.
Доллар обладает этим статусом также из-за сетевых внешних факторов: если большое количество людей торгуют в долларах, то намного удобнее вести в долларах и весь бизнес. Кроме того, его исключительное место объясняется тем, что ни одна другая валюта или страна не способны предоставить услуги резервной валюты.
Америка имеет очень большую, богатую и стабильную экономику, чрезвычайно надежный центральный банк, стабильную демократию, мощную армию и дипломатию, широкий и глубокий финансовый рынок.
Суть в том, что Америка способна предоставить огромные объемы долларов, государственных облигаций и других деноминированных в долларах активов, не приближаясь даже близко к какому-либо кризису, который мог бы привести к неожиданному и резкому изменению стоимости этих долларов, облигаций и других активов.
Именно поэтому иностранные компании и правительства покупают американские государственные облигации "грузовиками". Невероятный зарубежный аппетит к долларам и долларовым активам - даже с чрезвычайно низкой доходностью - позволяет американцам покупать больше, чем они производят. Это, безусловно, беспроигрышное положение.
Переоцененная валюта и устойчивый торговый дефицит не тревожат потребителей Америки, но сильно ударяют по ее производителям. Резервные накопления прошедших двух десятилетий двигались параллельно с растущим дефицитом текущего счета в Америке.
Импорт рос намного быстрее, чем экспорт; новые рабочие места в экспортных секторах экономики не появлялись в достаточном количестве, чтобы занять всех тех, кто потерял работу из-за возросшей иностранной конкуренции. Таможенные пошлины не могут решить эту проблему. Разрыв текущего платежного баланса - продукт глубинных финансовых потоков, и пошлины на импорт приведут лишь к укреплению доллара в самой неприятной форме.
Привилегированное положение Америки также увеличивает неравенство, так как из-за закрытия заводов без работы остаются миллионы рабочих, в то время как невероятные результаты инвестиционной деятельности приносят огромную прибыль более богатым американцам с большими инвестиционными портфелями. Из-за того что богатые, в отличие от рабочих, как правило, не тратят лишний доллар, этот сдвиг в ресурсах снижает американский спрос и замедляет экономический рост.
Итак, можно спросить - выгоден слабый или сильный доллар. Но можно также спросить, выгодно ли Америке в долгосрочной перспективе продолжать поддерживать глобальный стандарт доллара. По мнению ряда экономистов, для Америки нежелательно и неразумно выполнять эту роль в одиночку. С другой стороны, статус-кво предпочтительнее хаотичного разрушения долларового стандарта в отсутствие достойной альтернативы.
Источник: vestifinance.ru