"Ястребиные" заявления Федеральной резервной системы по поводу повышения ставки на мартовском заседании снова привели рынок трежерис в движение, и теперь "медведи", похоже, готовы прорвать ключевой рубеж обороны. Долговой рынок США, или, как его еще называют, рынок трежерис, еще в прошлом году подвергся сильнейшим распродажам. Тогда основным драйвером стало не желание Федрезерва повысить ставки, а рост инфляционных ожиданий, связанный с победой Трампа, точнее с его будущими реформами.

 

В конце прошлого года на рынке трежерис действительно творилось что-то невероятное, правда затем продажи несколько затихли.

 

Примечательно, что некая стабилизация на долговом рынке началась как раз тогда, когда доходности десятилетних трежерис достигли ключевого уровня 2,6%.

 

Сразу отметим, что уровень этот взят не с потолка, именно там проходит долгосрочный нисходящий тренд, да и гуру рынка облигаций - Билл Гросс из Janus Capital Management - неоднократно называл эту отметку ключевой.

 

Так вот, сейчас доходности "десятилеток" вплотную приблизились к этой самой отметке, и ее пробой может очень сильно повлиять на финансовый рынок всего мира.

 

 

Теперь все будет зависеть от того, что на своем очередном заседании скажет ФРС, а также какие сигналы на будущее даст американский регулятор. К слову, по сравнению с июлем прошлого года доходность этих бумаг выросла уже почти в два раза, тем не менее текущее снижение еще нельзя назвать "медвежьим" рынком.

 

"Медвежий" рынок начнется в случае пробоя этого важного уровня, причем это должно произойти на месячном фрейме, ну или хотя бы на недельном. Иными словами, месяц должен закрыться с доходностью выше 2,6%, а затем еще раз выше этой отметки в следующем месяце. Тогда можно будет констатировать начало фазы "медвежьего" рынка.

 

Кстати, Билл Гросс был одним из тех, кто высказывал большие сомнения по поводу политики Трампа.

 

По его словам, основа экономического роста заключается в производительности труда, а этот показатель в последние годы демонстрирует слабые темпы роста, и динамика вряд ли улучшится, пишет Bloomberg.

 

"Сильный доллар и сохраняющиеся структурные ограничения, включая старение населения, деглобализацию торговой политики, а также ускорение роста долга по отношению к ВВП почти во всех странах, а теперь и более высокие процентные ставки будут удерживать рост производительности на уровне около 1% в год, следовательно, рост реального ВВП - на уровне 2%", - заявил Билл Гросс в конце декабря.

 

Как менялся рынок госдолга США

 

По сравнению с 1970-ми гг. доходности по казначейским облигациям США неуклонно снижались, а значит американское правительство могло все дешевле занимать на внешнем рынке, финансируя свой постоянно растущий дефицит бюджета. Сейчас это сложно представить, но на рубеже 1980-х гг. стоимость заимствования на 30 лет в Штатах составляла порядка 17%.

 

В начале нового тысячелетия ставки были уже намного ниже - порядка 5-6%, ну а затем, после краха фондового рынка в 2008 г. и запуска печатного станка, доходности начали резко снижаться.

 

Конечно, в условиях постоянного снижения ставок соблазн увеличить объем займов крайне велик, что мы и увидели. К слову, за последние восемь лет госдолг США вырос в два раза.

 

Все изменилось, когда на выборах президента победу одержал республиканец Дональд Трамп. Трежерис попали под распродажу, и мы увидели едва ли не самый мощный и стремительный рост доходностей. Судя по всему, теперь ставки будут только расти, и именно об этом говорят крупнейшие хедж-фонды, включая основных игроков на долговом рынке - Janus Capital и DoubleLine Capital.

 

Дело даже не только в том, что восходящий тред уже начался, но и в том, что Федрезерв перешел к политике нормализации процентных ставок. И хотя никто не может утверждать, что регулятор сдержит обещание и несколько раз повысит ставку в 2017 г., рост доходностей будет продолжаться.

 

 

Источник - "Вести. Экономика"