Какими будут банки в ближайшие десятилетия и что надо делать финансовым институтам для сохранения своего бизнеса? Об этом на Астанинском экономическом форуме Global Challenges Summit 2018 рассказал специальный гость, профессор Стэнфордской школы бизнеса Илья Стребулаев, передает Kapital.kz.

Илья Стребулаев по приглашению ДБ АО «Сбербанк» принял участие в эксклюзивной панельной дискуссии на тему «Инновации становятся глобальнее и почему бизнес-лидеры должны обратить на это внимание».

На пресс-конференции специальный гость отметил, что конкуренция будет расти не только между банками, но и между банками и финансовыми стартапами.

«Мой прогноз, что через 15 лет половина банков, которые сейчас удачные и прибыльные, не будет существовать. Потому что бизнес-модель банковской системы в частности и финансовая индустрия в целом полностью меняются. Меняются как снизу, где очень много новых компаний, финстартапов, пытающихся отнять линейку у банков, так и сверху, где это происходит за счет эффекта масштабирования, резкого увеличения конкуренции между различными банками, банковскими платформами и финорганизациями. Скорее всего, будут успешными банки, которые смогут измениться, трансформировать себя из банка в платформу», — высказал мнение профессор Илья Стребулаев.

Банки, используя информацию о клиентах, смогут предоставить более широкий спектр услуг. По словам экономиста, на рынке уже есть примеры таких банков.

«Я достаточно много лет наблюдаю и работаю со Сбербанком и вижу, что Сбербанк — один из немногих банков, которые четко поняли, что будущее приближается и будущее банковской индустрии будет совершенно иное. И сейчас Сбербанк постепенно отходит от традиционного вида банка и становится больше платформой. Я думаю, что такие фининституты, которые как можно быстрее перейдут от банковской системы к бизнес-модели платформы, смогут выжить», — говорит он.

Илья Стребулаев также отметил, что одной из основных проблем бизнеса являются риски при инвестировании в новые технологии.

«Есть два основных выхода. Первый — это стимулирование так называемых процессов внутренних инноваций. Для этого необходимо, чтобы у вас были правильные кадры. Чтобы кадры правильно стимулировать, прежде всего надо поменять культуру внутри компании. Основная проблема многих компаний — это неспособность воспринимать неудачи. Инновации неизбежно очень часто ведут к неудачам. Неудач и провалов не нужно бояться», — призвал известный экономист.

Эксперт привел статистику: из 10 стартапов, которые финансируют венчурные капиталисты в Силиконовой долине, 7 — неудачные и проваливаются. Только один из 10 проектов становится очень успешным, и два выходят на средние показатели. В связи с этим, как подчеркнул гость форума, культура «подходов к неудачам» имеет принципиальное значение. Сегодня менеджеры компаний, отвечающие за инновации, боятся рисковать из-за страха потерпеть неудачу.

«Это первый основной подход. Второй возможен только для крупных компаний — создание корпоративных венчурных фондов, где крупные компании тратят свои средства на то, чтобы профинансировать в технологии внешних стартапов, внешние инновации, чтобы потом с этими инновациями работать. Например, как у американских, так и у китайских самых крупных компаний не только в технологичных и других индустриях все больше своих собственных корпоративных венчурных фондов. По состоянию на 2018 год в мире более тысячи корпоративных венчурных фондов», — пояснил он.

Илья Стребулаев дал рекомендации, применимые для казахстанского бизнес-сектора.

«Я думаю, что, если смотреть на крупные казахстанские компании, то каждой нужно подумать про создание как своих корпоративных венчурных фондов, так и про стимулирование внутренних инноваций», — заявил он.

Своим мнением о перспективных трендах банковского сектора также поделился председатель правления АО ДБ «Сбербанк России» Александр Камалов. В частности, он отметил, что изменения в банковской сфере обусловлены развитием новых технологий.

«Если раньше мы говорили о wi-fi, то на сегодняшний день речь идет о технологии блокчейн. Это говорит о том, что текущая роль банковского сектора становится иной. Если мы говорили раньше, что роль банковского сектора — это привлечение денег и размещение денег в кредиты, то сейчас новым веянием является уход банков в предоставление дополнительных сервисов для клиентов. Что связано именно с конечной потребностью как корпорации, так и людей. Банки вам дают ипотеку, но это не является конечным желанием клиента. Конечным желанием человека является покупка квартиры. Человек проводит какой-то платеж, он не является конечной потребностью клиента. Конечная цель — оплатить обучение, детский сад или купить какой-то товар в магазине. С развитием технологий банки все больше и больше должны будут уходить в то, чтобы предоставлять конечный сервис для клиентов», — говорит Александр Камалов.

С другой стороны, как продолжил банкир, развитие современных технологий диктует два жестких условия. Это рост объема информации и оперативность в проведении операций, поскольку большое значение приобретает фактор времени.