Чем занимаются андеррайтеры, при чем тут ценные бумаги и IPO и какая польза от них для инвестора, сообщает banki.ru.
Фото: depositphotos.com
Что такое андеррайтинг
Простыми словами, андеррайтинг в инвестициях — это процесс оценки и анализа бизнеса эмитента для последующей подготовки его ценных бумаг к продаже на рынке. В этом процессе участвует организация-андеррайтер и компания-эмитент, которая планирует размещение своих ценных бумаг.
Основная цель андеррайтинга — привлечение капитала, поэтому андеррайтерами на рынке ценных бумаг чаще всего выступают профессиональные финансовые компании: инвестиционные банки или брокеры.
Андеррайтер является посредником, который в конечном счете помогает эмитенту продать акции или облигации по более высокой цене.
Функции андеррайтера
Формально эмитент может и сам провести размещение своих бумаг, нет никакого обязательного правила об использовании услуг андеррайтера. Тем не менее в большинстве случаев компании, которые хотят привлечь капитал на рынке, нанимают андеррайтера. Это повышает престиж размещения и повышает его шансы на успех, так как у андеррайтеров есть клиенты, которые готовы вкладывать деньги в ценные бумаги.
Что делает андеррайтер:
- оценивает финансовые показатели эмитента и общую стоимость компании;
- оценивает спрос инвесторов и рассчитывает цену и количество акций или облигаций эмитента, которые оптимально продавать на рынке;
- готовит проспект эмиссии выпуска ценных бумаг;
- определяет подходящее время для размещения;
- оценивает потенциальные риски при размещении;
- проводит road-show;
- организовывает торговлю ценными бумагами;
- осуществляет информационную поддержку;
- гарантирует определенную сумму привлеченного капитала.
После размещения андеррайтер может взять на себя функцию маркетмейкера ценных бумаг, то есть поддерживать их котировки и объемы спроса и предложения на определенном уровне.
Синдикат андеррайтеров
Прежде всего андеррайтеров привлекают при первичном публичном размещении акций (IPO), однако их услуги нужны и при размещении облигаций, и при последующих выпусках акций.
Традиционно компания-эмитент нанимает не одного, а сразу нескольких андеррайтеров. Таким образом растет заинтересованность каждого андеррайтера в повышении эффективности своих услуг. С увеличением числа андеррайтеров растет и количество потенциальных инвесторов — покупателей размещения. На время подготовки к размещению адеррайтеры заключают специальный договор о координации работы, конфиденциальности получаемой информации и т. д.
На основании договора появляется временный синдикат или консорциум — пул банков или брокеров, которые работают совместно во время проведения размещения. Его всегда возглавляет ведущий андеррайтер — главный организатор размещения.
За свои услуги андеррайтеры берут с компании-эмитента вознаграждение, которое обычно составляет 5–6% от объема привлеченных средств.
Виды андеррайтинга
Существует несколько видов договоров, которые заключают андеррайтеры и эмитент:
1. Твердое обязательство (Firm commitment)
Договор предполагает, что андеррайтер берет на себя всю ответственность за размещение. Андеррайтер сначала выкупает весь размер размещения на свой счет по согласованной цене, а затем перепродает его профучастникам и инвесторам. Это выгодный тип договора для андеррайтера, так как он берет за это высокую комиссию и получает право устанавливать цену бумаг на свое усмотрение. Вместе с тем андеррайтер берет на себя и весь риск в случае неудачного размещения.
2. Максимальные усилия (Best-Efforts)
Договор предполагает, что андеррайтер гарантирует приложить максимальные усилия по продаже ценных бумаг. Он берет на себя обязательство реализовать большую часть выпуска, но не несет финансовой или юридической ответственности, если бумаги не будут проданы. Комиссия андеррайтера за такую услугу ниже.
3. Все или ничего (All or None)
Договор предполагает, что андеррайтер получает вознаграждение только в случае всего размещения выпуска. В противном случае договор с ним аннулируется, а его услуги не оплачиваются.
4. С ожиданием (Stand-By)
Договор предполагает, что андеррайтер выкупит остаток непроданных бумаг для дальнейшего размещения, если не получилось продать все сразу.
Примеры андеррайтинга
Крупнейшими андеррайтерами в мире являются американские банки Citigroup, Goldman Sachs International, J.P. Morgan, Morgan Stanley, Merrill Lynch, швейцарский Credit Suisse и английский HSBC.
В России крупнейшими андеррайтерами являются Газпромбанк, ВТБ Капитал, СберCIB, RenCap («Ренессанс капитал»), «Альфа-Капитал».
До сих пор крупнейшим в истории размещением является IPO арабской нефтяной компании Saudi Aramco, которое состоялось в декабре 2019 года. В ходе IPO компания привлекла около 30 млрд долларов, разместив 1,5% акций за $25,6 млрд ($8,53 или 32 риала за штуку) и еще $3,45 в виде опциона доразмещения.
Андеррайтерами выпуска стали американские Citigroup Saudi Arabia, Goldman Sachs International, J.P. Morgan Securities plc, Morgan Stanley & Co. International plc, Merrill Lynch Kingdom of Saudi Arabia, швейцарский Credit Suisse Securities (Europe) Limited и английский HSBC Saudi Arabia. Помимо них компании помогали сопровождать IPO еще 19 международных банков из разных стран.
Автор Анна Милькина
Источник banki.ru