Почему авиакомпании продают больше билетов, чем есть мест на рейсах, объяснил тревел-эксперт, сообщает tengritravel.kz.
Фото:depositphotos.com
Как рассказал Саймон Колдер в Independent, практика продажи авиакомпаниями большего числа билетов, чем имеется мест на рейсах, вызывает возмущение у многих пассажиров. Кажется нелогичным, что авиакомпании, в отличие от театров или спортивных арен, могут продавать одно и то же место несколько раз. Тем не менее такое явление имеет свои причины и даже приносит пользу как авиакомпаниям, так и путешественникам, если управляется правильно.
Почему авиакомпании допускают овербукинг?
Авиакомпании знают, как отметил Колдер, что на большинстве рейсов часть пассажиров не появляется на посадку. Обычно это около 5 процентов от всех купивших билеты. Причины могут быть разные: изменение планов, болезнь, опоздание на рейс из-за пробок или иных обстоятельств. Чтобы минимизировать убытки от пустых мест и увеличить доходы, авиакомпании продают больше билетов, чем мест на самолете. Как правило, они успешно прогнозируют количество no-show-пассажиров, и овербукинг проходит незаметно для большинства путешественников.
"Ежедневно значительное количество пассажиров не является на свои рейсы. Заполняя самолеты и минимизируя количество пустых мест, мы можем снижать стоимость билетов для вас", – отметили представители easyJet.
Чем это выгодно для пассажиров
На первый взгляд, по мнению Саймона, овербукинг кажется несправедливым, однако в нем есть и положительные стороны для пассажиров. Когда авиакомпания продает билеты на "переполненный" рейс, у людей появляется возможность приобрести билеты даже на популярные направления в последний момент. Кроме того, меньшее количество пустых мест на рейсах снижает углеродный след авиакомпании, делая полеты более экологичными.
Что происходит, если на рейс приходят все пассажиры
Когда количество пассажиров превышает количество мест, авиакомпания обязана искать добровольцев, готовых отказаться от полета в обмен на компенсацию. В Европейском союзе, Великобритании и Северной Америке авиакомпании должны предлагать пассажирам компенсацию в виде денег, ваучеров на будущие рейсы, повышения класса обслуживания или других бонусов. Если альтернативный рейс вылетает на следующий день, перевозчик обязан предоставить гостиницу и питание.
В некоторых случаях авиакомпании начинают поиск добровольцев уже на этапе регистрации багажа или в зале ожидания, но иногда предложение компенсации поступает даже после посадки пассажиров в самолет.
Что делать, если вам отказали в посадке
Если пассажира сняли с рейса против его воли, ему следует настаивать на поиске добровольцев. В соответствии с европейскими и британскими нормами пассажиру должна быть предоставлена возможность перебронирования на другой рейс как можно скорее, даже если это рейс другой авиакомпании. В некоторых случаях перевозчик может предложить альтернативные маршруты, например, авиаперелет до Парижа с дальнейшим трансфером на поезде.
Кроме того, пассажиры, которым отказали в посадке, имеют право на денежную компенсацию, размер которой зависит от дальности полета и может составлять от 220 до 520 фунтов стерлингов (около 150 и 330 тысяч тенге). Эта компенсация должна быть выплачена наличными, если пассажир не согласен на ваучеры с большим номиналом.
Примеры инцидентов с овербукингом
Недавние случаи овербукинга, связанные с British Airways, вызвали общественный резонанс. В начале сентября 2024 года авиакомпания отказала в посадке 13 пассажирам на рейсе из Пальмы-де-Майорка в Лондон. Позже в том же месяце с рейса Лондон - Марсель были сняты пожилые пассажиры в возрасте за 80 лет, которым не предложили положенную компенсацию. Другие авиакомпании также не раз снимали пассажиров с рейсов, как это произошло с easyJet в 2023 году, когда в семье из 10 человек было разрешено лететь только семерым.
Известный случай с Меган Ридоут, поклонницей Тейлор Свифт, привлек внимание СМИ. Ее сняли с рейса British Airways из Лондона в Лион, которым она планировала лететь на концерт. В итоге ей пришлось добираться в Лион через Марсель, что оказалось весьма изнурительным.
Кто подвержен риску быть снятым с рейса
Хотя авиакомпании обязаны отдавать приоритет людям с особыми потребностями здоровья, пассажирам с собаками-поводырями и несовершеннолетним, летящим без сопровождения, от отказа в посадке никто не застрахован. Впрочем, пассажиры с зарегистрированным багажом имеют больше шансов избежать отказа, так как процесс снятия багажа усложняет задачу для авиакомпании. Некоторые путешественники также считают, что заранее выбранные места снижают риск быть снятым с рейса.
Как избежать отказа в посадке
Лучший способ – выбирать авиакомпании, которые не практикуют овербукинг, например, Ryanair и Jet2. Однако даже они могут столкнуться с необходимостью отказа пассажирам в посадке, если, например, придется заменить самолет на модель с меньшим количеством мест.
Альтернативные решения
Некоторые авиакомпании, такие как Vueling, заранее предлагают пассажирам компенсации за переход на альтернативные рейсы. Это не совсем овербукинг, но позволяет оптимизировать загрузку рейсов и перепродать места за более высокую цену.
Возвращение к практике standby-перелетов – когда пассажиры ожидают возможность полета при наличии свободных мест – также может быть решением. Эта практика была популярна в конце XX века.
Опыт казахстанцев
Летом в нашу редакцию обратились авиапассажиры с просьбой разъяснить, что такое овербукинг и лист ожидания. Многие из них отметили, что покупали билеты накануне рейса, однако попасть на него удалось не всем. А кто-то выкупил билет, но не смог зарегистрироваться на рейс, так как попал в лист ожидания. В чем причина и что делать, если вы столкнулись с подобной ситуацией, подробнее мы рассказывали в материале.
Ранее вице-министр транспорта Талгат Ластаев заявил о незаконности продажи билетов авиакомпаниями Казахстана больше реального числа мест (овербукинг). Как пояснил Ластаев, авиакомпании, понимая эту норму, применяют данную практику. По его словам, в случае выявления таких фактов авиакомпании привлекаются к ответственности.
Источник tengritravel.kz