Казахстанцам важнее реальные показатели банковской деятельности, нежели выводы рейтинговых агентств

В ходе подготовки рейтинга банков Казахстана Forbes Kazakhstan и Baker Tilly Kazakhstan Advisory опросили читателей сайта Forbes.kz, для того чтобы узнать, как обычные клиенты оценивают важность каждого показателя, учитываемого в формировании рейтинга. Опрос включал в себя восемь вопросов, на которые ответили более 100 человек. Из них 71% работают по найму, 11,2% – индивидуальные предприниматели, 10,3% – владельцы компаний, 4,7% – фрилансеры, 2,8% – студенты и прочие категории. Интересно, что у 29,4% респондентов род деятельности связан с банковским сектором, у 18,6% – с информационными технологиями, у 14,7% – с консалтингом, у 4,39% – с госслужбой, у 3,9% – с горнорудной промышленностью, у стольки же – со здравоохранением, у 2,9% – с неф­тяной отраслью.

На вопрос: «Ежегодно мировой рейтинг банков составляется по размеру активов, ведь актив – это совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих банку. Считаете ли вы данный метод верным?» – 81,6%, то есть подавляющее большинство опрошенных, ответили отрицательно. По их мнению, рейтинг необходимо составлять не только по активам, а учитывать и иные показатели, такие как динамика роста, доходность, рентабельность и прочие. 17,5% назвали этот подход верным: «Ведь чем больше активов у банка, тем ниже вероятность дефолта».

В ходе опроса мы предложили респондентам остановиться на каждом показателе, оценив его значение по 10-балльной шкале.

Так, размер собственного капитала 35,6% опрошенных оценили на 10 баллов, 26% – на 8 баллов, 13,5% – на 5 баллов, 12,5% – на 7 баллов, 5,8% – на 9 баллов, по 1,9% – на 6 и 4 балла; по 1% – на 3, 2 и 1 балл. Таким образом, средний балл составил 7,95.

Значительное количество опрошенных уделяют внимание размеру вкладов на депозитах банка. 22,1% дали этому показателю 8 баллов; по 21,2% – 10 и 5 баллов; 16,3% – 7 баллов; 7,7% – 6 баллов; 5,8% – 9 баллов, 2,9% – 4 балла; по 1% – 3, 2 и 1 балл. Среднее значение составило 7,24 балла.

Самый низкий средний балл в 6,3 оказался у доверия к мировым рейтинговым агентствам (S&P, Fitch, Moody’s и пр.) и их оценкам. 21,4% респондентов оценили их значимость на 5 баллов, 14,6% – на 7 баллов, 13,6% – на 10 баллов, по 11,7% – на 8 и 6 баллов.

Как оказалось, наибольшее значение для опрошенных имеют показатели эффективности банка (динамика активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, NPL). Среднее значение важности данной категории равняется 8,01 балла. Более 96% респондентов оценили показатель от 5 баллов и выше. В частности, 35% поставили ему 10 баллов; 17,5% – 8 баллов; 15,5% – 9 баллов; 11,7% – 7 баллов; 10,37% – 5 баллов; 6,8% – 6 баллов; 2,9% – 1 балл; 1% – 4 балла.

Показатели чистой прибыли и рентабельности банка (ROA, ROE) для 24% опрошенных имеют 8-балльную значимость и для 23,1% – 10-балльную. По 13,5% указали 7 и 9 баллов; 10,6% – 5 баллов; 9,6% – 6 баллов; 2,9% – 1 балл; по 1% – 4, 3 и 2 балла. Среднее значение важности данного параметра составило 7,6 балла.

Если все основные показатели результатов деятельности банков поставить в один ряд, то самым важным показателем для опрошенных является «динамика изменения активов, кредитов, депозитов, собственного капитала, невозвратных кредитов», за который проголосовали 33%. Следом идет рентабельность активов, собственного капитала и размер чистой прибыли – 28,2%, собственный капитал – 15,5%, оценка рейтинговых агентств (S&P, Fitch, Moody’s) – 11,7%, активы – 9,7% и депозиты – 1,9%

Лучший банк, по мнению опрошенных, Kaspi Bank, который набрал 20,40% голосов, на втором месте АО «Народный банк» – 12,60%, на третьем – АО «ForteBank» с 11,7%. Десятое место досталось сразу трём банкам: АО «Жилстройсбербанк», АО «Нурбанк» и АО ДБ «Альфа-Банк», за которые проголосовали 2,9% опрошенных.