Инвесторы, обсуждая блокчейн-активы, зачастую касаются таких аспектов, которые на самом деле имеют вторичное значение.
Среди самых популярных направлений дискуссии можно выделить проведение ICO, рост и падение котировок, токенизацию фиатных активов и работу регуляторов. Теме майнинга обычно уделяется довольно мало времени: считается, что это техническая работа, которой должны заниматься специалисты узкого профиля.
Список тем, которые больше всего волнуют участников рынков, иллюстрирует подход к анализу инвестиционной привлекательности. Проблематика, которая притягивает на себя больше всего внимания, формирует аналитический вектор. Майнинг - это одна из ключевых концепций, которая является основным драйвером роста индустрии. Инвесторы зачастую искаженно понимают это понятие и сильно его недооценивают. Среди ошибочных определений процесса майнинга часто можно встретить такие описания, как валидация транзакций, обработка блокчейна и добыча токенов. Все эти описания либо верны только отчасти, либо полностью ошибочны. Майнинг не является технической или экономической концепцией в полном смысле этих терминов, правильнее определить этот процесс как ядро децентрализованного консенсуса, которое можно описать с помощью теории игр.
Ключевая функция майнинга заключается в том, чтобы удостовериться, что нода, которая будет записывать транзакции в блок, действительно существует и не является фальшивой. Создан механизм верификации, который требует наличия оборудования для проведения расчетов, которое обычно потребляет значительное количество электричества. Экономический агент, который участвует в процессе записи информации на блокчейн, должен доказать свою реальность, потратив средства на приобретение оборудования и оплату электричества. На полезную работу в виде записи информации в блок тратится очень мало электричества и расчетных мощностей.
Второй важной функцией является гарантирование случайности выбора агента, который будет записывать информацию в блок. Случайный выбор защищает от внешнего вмешательства в процесс. Нет возможности определить, кто будет записывать транзакцию в блок: нет возможности повлиять на этого агента.
Все участники системы соглашаются соблюдать ряд правил, которые автоматически ведут к выполнению этих двух функций. Устойчивое состояние системы, при котором все агенты выполняют правила и экономически мотивированы сохранять это состояние, называется консенсусом.
Такой тип консенсуса использован в протоколе Bitcoin и называется Proof of work (PoW) – доказательство работы. Майнинг является одним из самых важных элементов при обсуждении блокчейн-активов: он обеспечивает децентрализацию. Ключевым драйвером роста стоимости блокчейн-активов за последние несколько лет являлось свойство децентрализации. Инвесторов привлекает тот факт, что децентрализованная архитектура устойчива к внешним воздействиям, таким как монетарная политика и изъятие капитала. PoW является только одним из типов консенсуса при разработке блокчейн-систем. Второй наиболее популярный тип консенсуса - Proof of stake (PoS), в котором честность поведения экономических агентов гарантируется депозитом токенов. В случае нарушения правил консенсуса система автоматически наказывает участника списывая часть залога.
Кроме PoW и PoS можно привести много примеров разновидностей консенсусов – Proof of capacity, Proof of activity, Delegated Proof of stake, Proof of burn. Каждый тип консенсуса балансирует на трилемме: безопасность, масштабируемость и степень децентрализации. В зависимости от типа и параметров консенсуса можно эффективно реализовать только два из этих свойств. EOS является классическим примером безопасного и масштабируемого протокола, но не децентрализованного – в системе используется всего 21 валидатор. В июне 2018 г. валидаторы остановили обслуживание нескольких адресов на цепочке EOS. Заморозка активов является общепринятой практиков в банковской среде, но ее сложно назвать приемлемой для публичных блокчейн-активов.
Сети Bitcoin и Ethereum потребляют порядка 50 ТВт-ч электричества в год, что в 5 раз больше, чем потребляет весь Нью-Йорк. Существуют как положительные, так и отрицательные мнения относительно такого уровня потребления электричества. Противники подхода указывают на то, что увеличение потребления электричества неминуемо грозит экологической катастрофой при условии, что рост сетей продолжится. Существуют также положительные мнения – аналитики полагают, что требования к потреблению электричества приведут к качественным изменениям в электроэнергетике: будут разрабатываться новые, более совершенные станции по выработке электричества. Такие подходы можно отнести к анализу побочных эффектов существования распределённых систем.
В мире существует значительный спрос на системы, устойчивые к цензуре. Контроль над банковскими переводами, телефонными разговорами и перемещением можно отнести к элементам цензуры. Публичные блокчейн-активы, в том виде, в котором они существуют сейчас, еще находятся в зарождающейся стадии, но уже предоставляют устойчивый к цензуре инструментарий. Также не существует технической возможности эффективно контролировать распространение и разработку блокчейн-активов. Проникновение увеличивается органически, а разработка происходит с участием распределенных команд инженеров. Спрос и предложение на технологию уже существуют, а производство расчетных мощностей и потребление электричества являются ценой работы устойчивых к цензуре протоколов. Отрицательное влияние на экологию является внешним негативным эффектом, который добавляется к денежной стоимости работы таких систем.
В текущей архитектуре технологий будут выигрывать те протоколы, которые наиболее эффективно решают "задачу трилеммы" - предоставление сбалансированного решения с учетом безопасности, масштабируемости и децентрализации. На базе ведущих институтов ведутся исследования с целью создания эффективного протокола на базе PoS, но пока действительно проверенным и безопасным можно назвать только консенсус Proof of work.
Источник www.vestifinance.ru