Инвесторы считают, что в наступившем году могут заметно увеличиться вложения в высокотехнологичные стартапы за счет активности новых крупных игроков венчурного рынка
В 2019 году мы можем рассчитывать на активность корпораций, а также корпоративных фондов и акселераторов — программ интенсивного развития стартапов. 2018 год продемонстрировал готовность крупнейших компаний развиваться за счет инвестиций в стартапы и их поглощений. Количество корпоративных венчурных сделок всего за год выросло более чем втрое — с 23 в 2017-м до 77 в 2018 году. Интерес к венчуру проявляют как частные компании — Mail.Ru, Мегафон, МТС, так и корпорации с госучастием — Сбербанк, «Газпром нефть», «Ростелеком», «Росатом» и другие. В качестве недавних примеров можно вспомнить инвестиции на 2,3 млрд рублей в агрегатор такси «Ситимобил» (Mail.Ru и «Мегафон»), покупку оператором МТС облачного провайдера «ИТ-град 1клауд» за 2,5 млрд рублей.
Целый ряд крупных корпораций реализуют системную стратегию присутствия на венчурном рынке, сформировав собственные корпоративные фонды либо присоединившись к существующим. Последний сценарий предпочли такие игроки, как РЖД, «Вертолеты России», ОАК, ОСК и другие. Очевидно, вслед за первопроходцами данные практики развития бизнеса будут осваивать и другие компании. В горизонте 2-3 лет заработает не менее десятка новых фондов, что кардинально изменит ландшафт венчурного рынка в России.
Конечно, хотелось бы видеть еще более высокую скорость изменений. Однако для крупных компаний выход на венчурный рынок — непростая история. Мы видим, как сложно консервативной корпоративной культуре с негативным отношением к финансовым неудачам сочетаться с культурой венчурной, где риск и возможные ошибки заложены в саму модель деятельности. С другой стороны, потенциальный выигрыш перевешивает трудности перестройки инвестиционной и продуктовой стратегии, во многом — смены менталитета. Для корпораций венчурные инвестиции — опробованный и почти обязательный инструмент сохранения конкурентоспособности, выхода на смежные рынки, обеспечения технологического развития.
Фонды против «частников»
Полагаю, в 2019 году венчурные фонды еще сильнее укрепят свои позиции на рынке. По итогам 2018 года в этом сегменте был отмечен явный рост — количество инвестиций увеличилось на 13% (441 сделка против 391 годом ранее). При этом вдвое выросло число активных фондов (с 55 в до 95). Что касается направлений инвестирования, то, очевидно, в этом году продолжится смещение фокуса инвесторов в новые отрасли. В 2018 году инвесторы все чаще предпочитали «классическому» IT-сегменту такие отрасли, как добывающая и тяжелая промышленность, энергетика, сельское хозяйство, транспорт, образование, медицина и другие.
Например, в прошлом году Сбербанк инвестировал в систему платежей Plazius, в проект в области бухгалтерского обслуживания АО «Интеркомп», автоматизацию ресторанов iiko. «Яндекс» вложился в доставку бензина к автомобилю «Топливо в бак», а также в «Партию еды». «Рукард» приобрел сеть парков виртуальной реальности ARena Space. Холдинг «МТВ» вложился в наукоемкий проект в сфере производства техники для ЖД-транспорта «Экспресс Индустрия». «Сэнам Сервис» инвестировал в разработчика 3D-принтеров Unimatech.
Также на протяжении последних лет наблюдается повышение интереса инвесторов к такому узкому и наукоемкому рынку, как биотехнологии: объемы вложений в них за 2017 год выросли на 55% — до $14,7 млн. В 2018 году эта тенденция продолжилась. Объем инвестиций в биотех только за первое полугодие прошлого года превысил показатели всего 2016 года — $9,8 млн. Так, например, в прошлом году Фонд RBV Capital продал разработчика быстродействующих нейротоксинов Bonti фармацевтическому производителю Allergan, а венчурный биотех-фонд Primer Capital вложился в разработку препарата для пациентов со множественной миеломой компании «Гемофарм».
Сейчас идет своего рода перегруппировка сил, важная фаза взросления венчурного рынка и формирования цифровой экономики. Цифровизация, большие данные и искусственный интеллект революционизируют любую отрасль, поэтому инвестиционный фокус сдвигается туда, где конкуренция ниже, а шансов изменить ландшафт рынка и занять на нем значимую долю — больше. В этом смысле наименее оцифрованные отрасли имеют наибольший потенциал, и именно они становятся мейнстримом. На такие сегменты нацелено в том числе и большинство запланированных нами новых фондов.
Ангелы вернутся
Мы видим, что многие бизнес-ангелы прошлых лет перестали инвестировать в новые стартапы и расширять портфели поддерживаемых компаний. В сравнении с фондами частные инвесторы в прошлом году заметно сдали позиции — на них пришлось 167 сделок. Во многом это связано с усиливающейся конкуренцией за проекты на ранних стадиях, где профессиональные фонды способны действовать зачастую системнее. Но если будет законодательно снят ряд барьеров, как предполагает Стратегия развития венчурного рынка до 2030 года, то рынок бизнес-ангельских инвестиций существенно расширится и сохранит роль держателя начальных рисков национальной воронки проектов.
Позитивной новостью для проектов ранних стадий стал запущенный в 2018 году Сбербанком и американским 500 Startups акселератор с инвестициями до 10 млн рублей в проект. Что это даст рынку с точки зрения новых сделок — покажет время, но доступ к экосистеме Сбербанка и глобальной экспертизе 500 Startups формирует исключительное предложение для предпринимателей.
НПФ на старте
В ближайшие два года мы ожидаем появления на венчурном рынке игрока нового типа — негосударственных пенсионных фондов. Принципиально ЦБ одобряет такую возможность для НПФ, но с рядом ограничительных условий, которые фактически изолируют венчурный рынок от пенсионных денег. Это сильно отличает ситуацию в России от картины в развитых странах, где пенсионные фонды являются активными инвесторами на рынке инноваций. РВК передал правительству «Стратегию развития венчурного рынка до 2030 года», в которой предлагается законодательно разрешить пенсионным фондам размещать определенный лимит средств (до 10% пенсионных резервов, которые формируются из добровольных отчислений и, возможно, до 5% пенсионных накоплений) в венчурном капитале. Для венчурных вложений пенсионных средств можно использовать инструмент инвестиционного товарищества, который успешно применяется в мировой венчурной практике. Участвовать в таких договорах товариществ предлагается и физическим лицам — бизнес-ангелам и частным инвесторам.
Если НПФ выйдут на рынок, то сектор получит приток «длинных денег», а сами фонды и их вкладчики — повышенную доходность, компенсирующую ограниченные результаты от вложений в сверхконсервативные инструменты. В этом смысле ключевые задачи государства и участников рынка — определиться с принципами отбора управляющих, инструментами контроля инвестиционных решений и системой обеспечения прозрачности деятельности. Уже сейчас некоторые НПФ готовы выступить первопроходцами и начать освоение нового класса инвестиций при получении такого мандата.
Источник www.forbes.ru