Нацбанк предлагает принять меры для поддержания сберегательной функции Нацфонда и снижения нефтяного дефицита.

Расходы Нацфонда продолжают превышать доходы - Новости Казахстана и мира на  сегодня

26 августа телеграм-канал FINANCE.kz написал, что бесконечное «ныряние» в запасы нефтяных денег все-таки привело к тому, что Нацфонд опустел.
«Из-за увеличения дефицита государственного бюджета к 2023 году средства Национального фонда приблизятся к уровню неснижаемого остатка», — пишет ресурс. — «Председатель Национального банка Ерболат Досаев считает, что необходимо принять меры для поддержания сберегательной функции Нацфонда. @FINANCEkaz поддерживает инициативу Нацбанка — мы уже давно обращали внимание на то, что трансферты надо прекратить, а бюджет делать профицитным».

Возникает разумный вопрос — где брать деньги в 2023 и последующие годы на латание бюджетных дыр? Аналитик международной инвестиционной компании EXANTE Андрей Чеботарев считает, что варианты есть.

Профицитный бюджет

— Есть несколько путей. Первое, на что надеется правительство — до 2023 года ситуация в мировой экономике выправится, и Нацфонд начнет наполняться, — говорит эксперт. — Вариант неплохой и всех устраивает.

Мы все ждем V-образное восстановление экономики, когда за критическим падением последует стремительный рост

В том числе и цен на нефть для очередного наполнения Нацфонда. Неснижаемый остаток равен 30% от ВВП.

— Делать такие серьезные ставки на прогнозы, мягко говоря…

Второй путь — приложить усилия и сделать бюджет профицитным. Здесь кроется одна хитрость. У нас не было такого четкого бюджетного правила, как в России — часть экспортной таможенной пошлины с продажи нефти на предприятиях с долей государства попадало не в Нацфонд, а напрямую в бюджет. Если мы примем бюджетное правило, как предлагает Ерболат Досаев, бюджет потеряет еще больше.

Нужно секвестировать его не в кризисный год, когда все плохо, а после выхода из кризиса, на растущую экономику. Как показывает практика, начинать надо с бюджетных трат.

Мы прекрасно научились жить без дорогих форумов и конференций, блестяще обошлись встречами в режиме телекоммуникаций

Вполне возможно, если продолжать эту традицию лет 10-15, бюджет сэкономит приличные деньги. То же самое касается командировок, которые в период пандемии резко сократились. Россия, кстати, в этом плане бюджет секвестировала и в кризис вошла с профицитным бюджетом.

Голландская болезнь не за горами

— После увеличения трансферта в 2020 году в два раза пошли разговоры о необходимости повышения налогов. Сейчас вроде они утихли, но есть ощущение, что эту тему просто перестали обсуждать публично. Спасет ли нас от неминуемого дефицита бюджета повышение налогов?

— Частично да. В странах бывшего СССР действительно одни из самых низких налогов, поэтому рано или поздно мы придем к повышению. Но это должна быть единая система, без наскоков, как это обычно происходит у нас.

Нельзя линейную шкалу оперативно поменять на прогрессивную, причем с непонятной линейкой прогрессии

Или быстро поднять КПН и НДС юрлицам. Без глубокого анализа такие вещи недопустимы, тем более в кризис. Я думаю, очень скоро будет представлена какая-то новая налоговая система, где учтут пожелания президента о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Надеюсь, не такой, как предлагало Миннацэкономики.

— И все же, что если к 2023 году мировая экономика не выправится, и ожидания казахстанского правительства не сбудутся?

— Все может быть. Но особенность текущего кризиса как раз в том, что все происходит очень быстро. Самые большие падения рынков были в марте. При этом на отыгрывание падения ушло всего пять месяцев, это тоже один из рекордов. Уже в августе американские и азиатские индексы демонстрируют новые абсолютные рекорды. Все не так плохо, как кажется. Экономика восстанавливается по китайской модели.

Китай восстанавливается быстрее, чем предполагалось. К нему подтягивается остальной мир

МНЭ прогнозировало стоимость нефти до конца года на уровне 20-25 долларов за баррель. Сейчас она торгуется по $45. Более того, есть предпосылки, что в следующем году нефть еще подорожает. Из-за кризиса случилось свертывание бюджетов на разведку новых месторождений и их развитие. В итоге, когда мир выйдет из кризиса и нарастит потребление, нефтяные компании не смогут обеспечить этот спрос. Будет дефицит предложения. Нефть вырастет еще. По некоторым оценкам, даже выше 100 долларов за баррель.

И когда наступит новое время дорогой нефти, надо засучив рукава доделать все, что мы не делали раньше. Казахстан остро нуждается в диверсификации экономики, четком бюджетном правиле и стерилизации нефтяных доходов. Только так мы сможем научиться жить по средствам.

Автор Александра Алёхова

Источник  365info.kz