В Казахстане впервые на законодательном уровне определили условия предоставления синдицированных займов.
Синдицированный кредит – это ссуда, предоставляемая заемщику синдикатом кредиторов. От обычного кредита он отличается только количеством кредиторов: при синдицированном займе их два и более.
В прошлом казахстанские банки в синдицированных займах действовали в основном как заемщики, а не как кредиторы. В 2014 году Банк развития Казахстана (БРК) предлагал банкам второго уровня софинансировать проекты в рамках ГПФИИР, однако банки не проявили интереса к этой инициативе.
Тем не менее казахстанские банки принимали участие в синдикатах с зарубежными коллегами. Например, в 2013 году Темирбанк (в настоящее время ликвидирован) и Казком (поглощен Халык Банком) стали участниками синдицированного кредита на $8,9 млн для таджикского Ориёнбанка. В 2016 году Цеснабанк выступил участником и ведущим менеджером синдицированного кредита для ОАО «АСБ Беларусбанк» на 225 млн евро и $22 млн.
Между собой же казахстанские банки сотрудничают неохотно. В структуре фондирования БВУ по состоянию на 1 октября текущего года доля межбанковских вкладов была мизерной – всего 0,8% (235,9 млрд тенге). Доля межбанковских займов в ссудном портфеле БВУ на ту же дату составила 0,5% (84,9 млрд тенге) от общего объема.
Пробелы в регулировании
Синдицированное кредитование технически было возможно и раньше, но законодательство не предусматривало особенностей такого вида займов. В частности, в законе не существовало понятия «созалог». Созалог возникает, когда несколько кредиторов имеют солидарное требование к должнику, который обеспечил свой заем залогом, установленным в пользу всех кредиторов в целом.
Законопроект по вопросам восстановления экономического роста (он уже принят мажилисом в первом чтении) восполняет этот пробел рядом поправок в Гражданский кодекс. В частности, в законе появляется понятие «созалогодержатели». Это категория кредиторов, которые имеют залоговые права на один объект. В сравнительной таблице поясняется, что такое требование возникает, например, у участников синдиката банков, когда заемщик обеспечивает возврат денег залогом недвижимого имущества, установленным в пользу всех кредиторов как в целом, так и в отношении каждого участника.
Если заемщик не выполнит свои обязательства, предмет залога поступает в долевую собственность залогодержателей согласно размерам их требований, обеспеченных залогом. Деньги, вырученные от реализации предмета залога, распределяются между созалогодержателями.
В законе «О проектном финансировании и секьюритизации» впервые дается определение понятию «синдицированное финансирование». Это способ финансирования заемщика несколькими кредиторами на основании одного договора займа. Кредиторы участвуют в сделке в определенных долях в рамках единого кредитного соглашения. Каждый кредитор имеет самостоятельные права по отношению к заемщику пропорционально размеру предоставленных денег. Членами синдиката могут быть как банки второго уровня, так и Банк развития Казахстана, международные финансовые организации и филиалы банков-нерезидентов.
Участники синдиката выбирают банк-агент и управляющего залогом из числа участников синдиката или третьих лиц. Банк-агент ведет реестр кредиторов и учет займов, предоставленных каждым кредитором; получает от заемщика или третьих лиц платежи по договору займа; ведет учет поступивших денег и распределяет их среди кредиторов; контролирует использование средств заемщиком, мониторит его финансовое состояние и выполняет ряд других функций.
Управляющий залогом заключает договор залога с залогодателем и осуществляет все права и обязанности залогодержателей по договору залога, а также другие функции, если они предусмотрены договором управления залогом.
Кредиторы вправе переуступать свои права по договору займа другому кредитору – участнику синдиката кредиторов, а также лицам, которые могут быть участниками синдиката.
Применение на практике
По словам заместителя председателя правления Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Ирины Кушнаревой, необходимость в организации синдиката кредиторов может возникнуть в связи с большим размером кредита, повышенным риском (в случае проектного финансирования), регуляторными ограничениями, связанными с риском для заемщика и другими причинами. «Как правило, речь все же идет о достаточно крупных проектах, где кредиторы хотят разделить риски. При этом возникает необходимость четкого определения прав и обязанностей каждого кредитора», – пояснила она.
Внесение в законы поправок, определяющих условия предоставления синдицированных займов, выглядит как намерение стимулировать банки второго уровня кредитовать казахстанскую экономику. Пока создание новых производств и модернизацию старых финансирует преимущественно государство через систему национальных холдингов и институтов развития.
Например, Банк развития Казахстана за последние пять лет предоставил деньги на модернизацию Шымкентского НПЗ стоимостью $1,9 млрд (участие БРК – $932 млн), Казахстанского электролизного завода стоимостью $1,018 млрд ($400 млн), строительство Актюбинского рельсобалочного завода стоимостью $406,7 млн (47,7 млн евро и 66,7 млрд тенге) и на другие проекты.
Коммерческие банки не берутся за финансирование таких проектов из-за их высокой стоимости и больших рисков. Синдицированное кредитование позволило бы банкам разделить риски и объединить свои ресурсы для финансирования крупных проектов, отмечает Кушнарева.
«Были бы интересны синдикаты Банка развития Казахстана и частных коммерческих банков, в которых, например, риски по проекту могут быть разделены в зависимости от стадии проекта и суммы. Другими словами, БРК с учетом его мандата и стоимости фондирования мог бы профинансировать инвестиционную часть, коммерческие банки могли бы заходить в проект на более короткие сроки», – говорит представитель АФК.
Именно такой механизм сотрудничества в 2014 году предлагал банкам бывший тогда председателем правления БРК Болат Жамишев. Заемщик должен был обеспечить 20% финансирования проекта, в то время как оставшиеся 80% взяли бы на себя БРК и банки-партнеры (в разных пропорциях). Речь шла о проектах обрабатывающей промышленности и инфраструктуры.
По словам Жамишева, программа софинансирования с БРК позволила бы последнему оперативнее предоставлять бизнесу более дешевые и долгосрочные средства.
В рамках внедрения синдицированного финансирования БРК вступил в Ассоциацию кредитных рынков (LMA) и внес изменения во внутренний регламент кредитных процедур. Но ни один банк второго уровня так и не принял участия в программе софинансирования.
Автор Динара Бекмагамбетова
Источник kursiv.kz