Либо поднять тарифы за проезд.
АО «НК «КазАвтоЖол» разрабатывает механизм, согласно которому государство должно будет покрывать часть расходов на ремонт платных дорог.
В настоящее время нацкомпания собирает плату за проезд по платным автодорогам республиканского значения в объеме, позволяющем оплачивать эксплуатационные расходы (уборка снега и т.д.). Однако этих сумм недостаточно для проведения среднего и капитального ремонта этих участков. Соответствующие предложения будут направлены «КазАвтоЖолом» в министерство индустрии и инфраструктурного развития и правительство в 2021 году.
Сейчас механизм субсидирования «справедливой» ставки платы проезда по платным участкам дорог находится в разработке. Также предлагается изменить структуру финансирования автодорожной отрасли через сетевые инфраструктурные контракты.
«Существует такая методика. Например, нам сейчас не хватает на средний, капитальный и текущий ремонт дороги. У дорог, которые прошли реконструкцию, есть определенные межремонтные сроки. Например, через каждые пять лет средний ремонт, через 15 лет надо проводить капитальный ремонт. Вот на это денег не хватает», - рассказал «Курсиву» председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Улан Алипов.
Специалисты нацкомпании уже изучают, какие суммы нужны по каждому участку действующих и планируемых к запуску платных автодорог.
«Примерно нам нужно 100 млрд тенге. Мы сейчас, когда внедрим платность, например, соберем по этим тарифам 60 млрд тенге. Остальные 40 млрд предложим либо субсидировать, либо разрешить нам повысить ставки на эту сумму», - отметил он.
Все эти предложения после детальной проработки «КазАвтоЖол» представит, по его словам, в 2021 году в министерство индустрии и инфраструктурного развития и правительство.
Кроме того, нацкомпания разработает механизм государственно-частного партнерства для привлечения частных инвестиций для среднего и капитального ремонта.
«В будущем мы хотим привлечь частных партнеров для ремонта дорог, то есть мы хотим им передать участок, чтобы они за свой счет отремонтировали и содержали несколько лет. Мы будем им платить за содержание, и они будут иметь возвратность», - сказал Алипов.
Также «КазАвтоЖол» хотел бы выйти с разработанной программой KazToll на рынки Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Эта программа работает на четырех платных автодорогах и будет задействована на всех остальных платных дорогах Казахстана. Этот опыт планируется перенести и в соседние страны, когда они будут вводить у себя платные дороги.
«Мы свой программный продукт предлагаем соседним странам: Кыргызстану, Узбекистану, Таджикистану, то есть туда хотим зайти с внедрением платности и нашей программы», - сказал Алипов.
К участию в проекте проявил интерес Кыргызстан, но из-за пандемии конкретных договоренностей достичь пока не удалось.
Тариф на проезд по платным участкам казахстанских автодорог ниже, чем в соседней России или Китае. К примеру, тариф на оплату проезда там колеблется от 40 рублей за проезд 41 км трассы М4 «Дон» в Московской области (21-62 км, пункт взимания платы 62) с 07:00 до 00:00 или 0,98 рубля за один километр до 80 рублей с 07:00 до 00:00 в пятницу-воскресенье или 1,95 рубля за один километр. В переводе на тенге по текущему курсу Национального банка владельцы легковых автомобилей и мотоциклов платят за один километр в зависимости от времени проезда 5,58 и 11,16 тенге соответственно.
Первый платный шестиполосный автобан Астана-Щучинск был запущен в Казахстане в 2013 году. Стоимость проезда для легковых автомобилей по нему была установлена на уровне около 1 тенге за один километр (200 тенге за 211,5 км) и с тех пор не менялась. Ежегодные сборы позволяют покрывать расходы на текущую эксплуатацию.
С начала текущего года сборы с существующих платных автодорог Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Хоргос и Алматы – Капшагай составили более 5 млрд тенге. За весь 2019 год этот показатель составил 5,4 млрд тенге. Проезд по автодорогам республиканского значения общей протяженностью 5,8 тыс. км станет платным в марте-апреле следующего года.
Автор Жанболат Мамышев
Источник kursiv.kz