Потребительское поведение стало меняться после распространения пандемии. Неделю назад Банк международных расчетов (Bank for International Settlements) опубликовал исследование на тему электронной коммерции. В отчете говорится, что пандемия Covid-19 ускорила распространение электронной коммерции, а также рассматриваются конъюнктурные изменения, которые могут привести к структурным изменениям после того, как пандемия стихнет. По последним оценкам платформами электронной коммерции пользуются 3.5 млрд человек или около 47% населения земли. Крупнейшим рынком является Китай, за которым следует США, Япония, Великобритания и Германия. В период жестких карантинных мер в Китае, Германии, Великобритании и США розничные онлайн продажи выросли на 4-7%. Латинская Америка, которая считается регионом с самым низким уровнем проникновения электронной коммерции за 2 месяца, на платформе Mercado Libre, совершила годовой объем покупок. Также сократилось количество дней между покупками.
Как сообщает Nielsen Kazakhstan, в Казахстане доля онлайн-продаж выросла на 32% за 2020 год. Аналитики компании считают, что пик e-commerce продаж пришелся примерно на середину апреля (+)255%.
С точки зрения статистики, такой сдвиг в онлайн может помочь статистическим агентствам наблюдать изменение цен в реальном времени. Также электронная коммерция помогает отслеживать фактический спрос.
Исследователи BIS разделили пандемию на три основных этапа:
1) Предупредительный этап;
2) Этап накопления запасов;
3) Укрытие на дому.
На первом этапе потребители делали осторожные покупки медицинских товаров, например, дезинфицирующего средства для рук и масок для лица. Затем, после объявления пандемии, люди запасались предметами первой необходимости, такими как товары личной гигиены и нескоропортящиеся продукты питания. Это стало следствием неопределенности длительности «локдауна». На третьем этапе большим спросом пользовались технологические товары, тренажеры, развлекательные и образовательные услуги.
В краткосрочной перспективе избыточный спрос привел к росту цен и отсутствию некоторых товаров. С точки зрения экономики, здесь можно отметить низкую жесткость цен. Если в офлайн заведениях менять цены ежедневно дорого, банально из-за необходимости перепечатывать ценники или меню, то в e-commerce цены могут меняться моментально, в зависимости от конкуренции и спроса.
Мы считаем, одним из бенефициаров роста онлайн продаж в Казахстане стал Kaspi.kz. Многие магазины и курьеры, даже в данный момент, хотят получать оплату переводом на Kaspi. Как показывает практика, никого не волнует устойчивость банков, главное удобство. Мы не говорим, в данном посте, что с Kaspi что-то случится. Дело лишь в том, что казахстанские потребители в первую очередь оценивают удобство. Kaspi стал привычкой для многих, в том числе при покупке товаров. Вероятно тренд будет сохраняться и банки-конкуренты должны быстрее создавать свои площадки электронной коммерции, как, например, сейчас пытается делать Jysan. Неопределенность сохраняется, а правительство скорее всего еще долго будет справляться с последствиями пандемии, поэтому банкам следует строить стратегию на долгосрочный период.
Регулятор тоже не должен отставать от онлайн трендов и начать изменять свои подходы, с учетом новой реальности. Электронные торговые площадки банков и их потребительские кредиты могут повышать системные риски. Регулятору нужно понять механизм трансмиссии системного риска от банков в retail и наоборот, а также научиться его регулировать.
Источник dknews.kz