Нацбанк запустил программу льготного автокредитования в 2019 году. Она работала параллельно с аналогичной программой правительства.

Нацбанк переехал в столицу

Что случилось. Национальный банк Казахстана прекратил финансирование программы льготного автокредитования, открытой в 2019 году. За три года действия программы выделено 40 млрд тенге на оформление 8,5 тысячи займов по выгодным условиям.

Контекст. Программа Нацбанка действовала параллельно с программой льготного автокредитования, которую правительство запустило в 2015 году. Условия были аналогичными:

  • валюта – тенге;
  • номинальная ставка – не более 4% годовых;
  • срок – не более семи лет;
  • максимальная стоимость авто – 15 млн тенге.

Разница между программами была лишь в источниках финансирования. По правительственной деньги выделялись из бюджета, по запущенной позже – из средств Нацбанка.

По данным портала Kolesa, в 2019-2020 годах Нацбанк выделил 40 млрд тенге – по 20 млрд ежегодно. Сегодня эти деньги казахстанцы возвращают в банки, их заново выдают новым заёмщикам по так называемому револьверному принципу. Всего на 27 мая 2021 года за счёт средств Национального банка было выдано 8546 кредитов на 48,8 млрд тенге, из которых 8,8 млрд тенге – из денег, поступивших от погашения ранее выданных автокредитов.

В 2021 году Нацбанк должен был выделить на льготное автокредитование ещё 20 млрд тенге, но решено приостановить финансирование программы.

Почему это важно. По предположению портала Kolesa, отказаться от вливаний в автокредиты Нацбанк решил из-за готовящегося Национального проекта индустриально-инновационного развития на 2021-2025 годы, в рамках которого из республиканского бюджета банкам второго уровня для программы льготного автокредитования предполагается выделить 150 млрд тенге.

Напомним, что параллельно с программой Нацбанка в Казахстане действует правительственная программа льготного автокредитования. Всего за время действия этой программы было выделено 82 млрд тенге, благодаря чему казахстанцы приобрели на льготных условиях более 17 тысяч автомобилей отечественной сборки. Но несмотря на рост автокредитования и реализацию госпрограмм, автопарк республики остаётся достаточно старым. По данным Бюро национальной статистики, 64,3% от общего количества зарегистрированных в республике легковых автомобилей – старше 10 лет.

Источник  informburo.kz