Банковский сектор, похоже, на пороге нового кризиса. О его приближении предупредили компания The Smart Payment Association (SPA) и аналитическое агентство ABI Research. Причина – глобальный дефицит микрочипов для пластиковых карт. Всего в мире ежегодно их выпускается более 3 млрд штук. Пандемия коронавируса привела к срыву поставок микросхем для кредитных и дебетовых карт.

  Секреты номера банковской карты | Блог банкира (архив)

По оценкам аналитиков ABI Research, в текущем году разрыв между спросом и предложением составит примерно 347 млн штук, в следующем почти в два раза больше – 740 млн. Это чревато проблемами не только для банков и их клиентов. Независимые эксперты не исключают, что дефицит «пластика» негативно отразится на темпах роста ВВП ведущих экономик мира, в которых преобладает безналичная форма расчетов за товары и услуги.

Россия тоже в группе риска. На сегодняшний день в России выпущено более 280 млн банковских карт, из которых больше половины (145 млн) приходится на Сбербанк. По данным ЦБ РФ, в 2020 году доля безналичных платежей в торговом розничном обороте достигла 70,3%, против 64,7% годом ранее. Объем операций по картам в прошлом году продемонстрировал рост на 15% – до 102,8 трлн рублей.

Впрочем, российскому рынку есть куда расти. Например, в США еще несколько лет назад доля безналичных расчетов в общем объеме потребительских платежей достигла 80%, Нидерландах – 85%, Швеции и Великобритании – 89%, Франции и Бельгии – 92 и 93% соответственно. Так что для финансовых систем этих стран дефицит банковских карт может стать серьезным вызовом.

Перспективы избежать кризиса, мягко говоря, туманны. Пандемия пока не отступает, а именно она вызвала перебои в производстве микрочипов и лавинообразный рост спроса на ноутбуки, приставки, технику для дома и для удаленной работы в период самоизоляции. В частности, только продажи компьютеров за прошлый год увеличились на 13%. Возможности расширения выпуска всевозможных гаджетов оказались ограничены ресурсной базой. Из-за локдаунов осложнилась и существенно подорожала логистика, а производители полупроводников столкнулись с нехваткой кремния.

На позиции отрасли серьезное влияние оказала торговая война США и Китая. В частности, в разгар пандемии Вашингтон запретил поставки чипов китайской компании Huawei. Позднее под санкции попал чипмейкер из Поднебесной Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC).

Ситуацию усугубил экологический кризис на Тайване. Остров много месяцев страдает от сильнейшей за последние 56 лет засухи. Предприятия фактически остались без воды и срывают сроки выполнения контрактов. Между тем тайваньская компания TSMC в настоящее время занимает 54% мирового рынка полупроводниковых микросхем и чипов.

По мнению представителей сингапурской компании Flex, глобальный дефицит чипов продлится еще минимум год. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения. Повышение спроса и уменьшение предложения неминуемо ведет к увеличению цены предложения, что вызовет рост цен на банковские и SIM-карты, а также на стоимость их обслуживания.

В России производители платежного пластика и SIM-карт – банки и операторы мобильной связи – заявляют, что ситуация далека от критической и дефицит стране пока не грозит. Вместе с тем некоторые игроки принимают превентивные меры. Явно не случайно многие финансовые организации, входящие в топ-30, вместо пластиковых карт сегодня активно предлагают клиентам цифровые виртуальные карты. Спрос на этот продукт по итогам 2020 года в нашей стране вырос на 50%.

Банкам экономически выгодно переводить клиентов с привычных карт на цифровые, поскольку это заметно сокращает издержки. Так, затраты на выпуск карты в среднем составляют около 1 тыс. рублей. Плюс расходы на содержание сети банкоматов – стоимость одного достигает $20 тыс. и выше.

В свою очередь, и граждане получают выгоды в виде повышенного кешбэка при проведении акций или программ лояльности. Цифровые карты приобрели особую популярность во время пандемии, когда все старались максимально ограничить любые контакты с внешним миром. Потребителям банковских услуг не требовалось посещать офисы для выполнения стандартных формальностей. Вопросы решаются через мобильное приложение в течение нескольких минут, а банкам удаленный формат позволяет снизить нагрузку на клиентские отделения и курьерскую доставку.

Тренд сохраняется и в 2021 году. Например, в Сбербанке сейчас более 10% новых дебетовых карт и кредиток оформляются только в цифровом формате. Среди преимуществ цифровых карт владельцы отмечают удобство расчетов через электронный кошелек и экологичность. А еще – безопасность, поскольку нет физического носителя, который можно потерять или подделать.

В отличие от пластиковой карты, за годовое обслуживание которой владельцу приходится платить, цифровая бесплатна. Ею можно расплачиваться со смартфона за покупки в интернет-магазинах и в торговых точках или снимать наличные в банкоматах, которые поддерживают технологию NFC (Near Field Communication – бесконтактные платежи между устройствами).

Вместе с тем надо понимать, что цифровая карта предполагает наличие смартфона, постоянный доступ в интернет, поддержку операционной системы и ее обновление, что для некоторых клиентов бывает достаточно затратно либо они просто не научены работать таким образом. К тому же существуют риски потери гаджета – как из-за собственной неосмотрительности, так и вследствие действий злоумышленников. Если смартфон будет взломан, то это чревато потерей денег, вернуть которые будет весьма проблематично.

Со своей стороны, финансовые организации вынуждены вкладывать серьезные суммы в повышение информационной безопасности и защиту персональных данных клиентов. Инвестиции необходимы, поскольку цифровым картам предрекают дальнейший охват аудитории. К концу декабря 2020 года их доля была ограничена всего 5% в общем количестве банковских карт. Однако крупнейшие российские банки в течение ближайших двух-трех лет планируют довести этот показатель в своих портфелях до 40%.

Впрочем, полный переход на виртуальные карты как минимум в обозримом будущем нецелесообразен. Но можно предположить, что «пластик» продолжит постепенно сдавать позиции и за счет экспансии других платежных инструментов, еще более современных и технологичных. Например, на общественном транспорте и в торговых сетях планируется развивать систему оплаты по лицу. Для этого требуются устройство OPay и приложение OVision, скачанное на смартфон. Данная технология позволяет за считанные секунды идентифицировать человека.

Работает это так: камера сканирует лицо, при этом определяются расположение глаз, форма носа, расстояние между разными точками. Искусственный интеллект использует данные биометрии для создания уникального кода-идентификатора. Тем самым подтверждается личность, и открывается доступ к электронному кошельку.

Надежность системы распознавания лиц, к которой 1 сентября 2020 года подключены все станции московского метро, проверена опытным путем. До сих пор она работала в интересах правоохранительных органов, помогая выявлять среди миллионов пассажиров тех, кто находится в розыске. И если искусственный интеллект способен ловить преступников, то столь же эффективен он и при оплате покупок. К слову сказать, на некоторых станциях столичного метрополитена уже сейчас сканирование лица заменяет пассажиру проездной билет. В магазине для подтверждения транзакции в некоторых случаях от покупателя потребуется ввести ПИН-код на экране OPay.

Пока не совсем понятно, как человеку совершить покупку, «предъявив» на кассе лицо, если к его цифровому профилю, внесенному в смарт-карту, которая в ближайшее время заменит обычный паспорт, привязано сразу несколько кредитных и дебетовых карт. Очевидно, что в этом случае в меню устройства должны открыться все банковские счета, чтобы сделать нужный выбор. Но это чисто технические вопросы, решить которые достаточно просто.

За основу можно взять зарубежный опыт. Едва ли не самой продвинутой страной в плане применения технологии распознавания лиц считается Китай: в системе Face++ числятся 1,2 млрд человек, данные о которых взяты из базы министерства общественной безопасности. Все они могут не только «оплатить лицом» товары в магазине, проезд на городском транспорте, но и получить кредит и купить страховку.

Авторы  Валерий Корнейчук, Игорь Наумов

Источник profile.ru