В декабре 30 российских банков начнут тестировать «антиотмывочную» платформу ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК), сообщает РБК со ссылкой на председателя Банка России Эльвира Набиуллина. Платформа позволит участникам рынка обмениваться с ЦБ информацией о рисках проведения сомнительных операций со стороны клиентов — юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).
Осенью 2019 года ЦБ предложил делить компании и ИП на три группы риска: «красные», или высокорисковые клиенты, по замыслу Банка России, должны попасть на особый контроль или вовсе лишиться права проводить операции, «зеленые», или низкорисковые, наоборот, не должны сталкиваться с отказами банков. «Желтый» — промежуточный уровень.
В ноябре 2020-го в Госдуму был внесен законопроект, в котором отмечалось, что банки должны учитывать «окраску» клиента в своей комплаенс-политике. Нынешняя версия документа позволяет банкам самостоятельно оценивать клиентов, а платформа ЗСК должна стать «дополнительным информационным ресурсом». Тем не менее некоторые банки раскритиковали законопроект. Набиуллина говорит:
«Я объективных причин, почему эта система вызывает вопросы, до сих пор понять не могу. Я их не вижу. Вроде бы это такой проект, от которого все выигрывают, издержки на комплаенс просто падают».
По словам председателя ЦБ, подключение регулятора к оценке рисков проведения сомнительных операций в первую очередь будет полезно небольшим компаниям, которые обслуживаются в российских банках.
По расчетам Центробанка, больше 95% корпоративных клиентов банков после оценки риска попадут «в зеленую зону».
Автор Тая Арянова
Источник ru.ihodl.com