Россия дала США возможность переманить к себе европейские компании , сообщает  inosmi.ru.

Энергетический кризис в Европе: какова роль Газпрома и что ждет страны ЕС  зимой

Энергетический кризис позволяет США переманивать к себе крупные европейские компании, пишет FT. Несмотря на его замедление кризиса, ограничения, которые были им вызваны, сохранятся надолго. Поэтому у Америки есть преимущество – это бесперебойные поставки собственного дешевого газа.

Брук Мастерз (Brooke Masters)

Европейская тяжелая промышленность пережила несколько мрачных месяцев. Резкий рост цен на энергоресурсы и дефицит топлива, спровоцированные российской военной операцией на Украине, привели к тому, что около 10% сталелитейных предприятий и половина мощностей по производству первичного алюминия простаивает. Отрасль удобрений недавно несколько улучшила свои позиции, выйдя на половину прежнего объема производства, но такие компании как норвежская Yara предупреждают, что сокращение мощностей приведет к нехватке продовольствия.

Топливный кризис, похоже, пошел на спад. Но вызванные им суровые ограничения долгие годы будут дамокловым мечом висеть над решениями европейских корпораций. Компании инвестируют средства в зеленую энергетику и повышают энергоэффективность, однако многие задумываются о своем географическом присутствии.

Немецкий производитель химикатов BASF на прошлой неделе сделал заявление, что планирует "на постоянной основе" сократить мощности в Европе и открыть новый завод в Китае. Компании по производству упаковки Smurfit Kappa и DS Smith импортируют бумагу из Северной Америки. 

У США появилась редкая возможность переманить к себе европейские транснациональные корпорации и сделать это в момент, когда товарно-хозяйственные связи претерпевают серьезные изменения. Вызванный пандемией дефицит и попытки сократить углеродные выбросы вынуждают руководителей корпораций по-новому взглянуть на далеких поставщиков из низкозатратных регионов. Расчеты меняет и усиление напряженности между Пекином и Западом. Прямые инвестиции Германии в Китай во время пандемии сократились, и с тех пор не восстановились.

Компании сегодня решают, какие предприятия модернизировать, и когда лучше открыть производство с нуля где-то в другом месте. Здесь свою роль определенно играют затраты на электроэнергию. И в этом вопросе у США есть важное преимущество перед Европой: газ там местный, а не импортный, поставки бесперебойные, а цены существенно ниже, хотя иногда они дико скачут.

Возьмем в качестве примера компанию Shell, которая в 2016 году решила построить нефтехимический завод за шесть миллиардов долларов возле Питтсбурга, штат Пенсильвания. Отчасти это решение было вызвано тем, что выбранная под строительство площадка находится недалеко от газовых месторождений. Эта энергетическая корпорация со штаб-квартирой в Британии только что завершила строительство предприятия, и к концу года должна приступить к производству пластмасс.

Покидающий свой пост генеральный директор Shell Бен ван Берден (Ben van Beurden) назвал это составной частью "переезда в Америку, где сегодня, а может, и на перспективу определенно имеются структурные преимущества".

Как и многие другие европейские компании, Shell выбрала место для строительства с учетом близости потенциальных американских покупателей. Но другие компании, инвестирующие в местное производство для американцев, обнаружили, что США могут стать хорошей базой для экспорта. Когда компания Mercedes в 90-х годах открыла завод в Алабаме вблизи Таскалусы, она стремилась выйти на американский рынок. Теперь это предприятие в пять раз больше. Оно производит все большие кроссоверы Mercedes, и две трети из них экспортирует. Принятое своевременно и с большим упреждением решение обосноваться в Алабаме до сих пор приносит дивиденды. Недавно компания решила делать на этом предприятии кроссоверы с электродвигателями, открыв неподалеку завод по производству аккумуляторов для таких машин.

По иронии судьбы, энергия сегодня является главной приманкой для компаний, задумавшихся о развитии производства в США. В 70-е и 80-е годы рост затрат на электроэнергию вызвал упадок сталелитейной промышленности в Америке. Но сланцевая революция многое изменила, а российская военная операция на Украине поставила под вопрос надежность поставок.

"Через 20 лет все может выровняться, – говорит аналитик Стивен Шорк (Stephen Schork). – Но сейчас непреложной истиной является то, что американский газ самый дешевый в мире, и что такая ситуация сохранится еще довольно долго".

Компании сокращают свои углеродные выбросы, и значимость цен на органическое топливо уменьшается. Но США стараются усилить свои энергетические преимущества за счет принятого недавно закона "О снижении инфляции". Энтузиасты считают, что ветровая и солнечная энергия в США, а также зеленый водород, вырабатываемый за счет возобновляемых источников, станут самыми дешевыми в мире. "Закон „О снижении инфляции” усиливает стратегические преимущества, которыми обладают США … и позволяет отрасли стать превалирующим поставщиком энергии для низкоуглеродной экономики", – пишут аналитики Credit Suisse.

Но насколько бы ни были важны были цены на энергоресурсы, не они определяют инвестиционные решения. Руководители европейских корпораций также нуждаются в устойчивой политике и квалифицированной рабочей силе.

Американские культурные войны по самым разным вопросам, от абортов до разнообразия при найме и вакцин, непонятны иностранцам, и им сложно действовать в такой обстановке. А рынок рабочей силы в Америке по-прежнему небогат, и ситуация усугубляется из-за политического тупика в вопросе иммиграции. Некоторые бизнесмены также опасаются межпартийного конфликта из-за инвестирования по экологическому признаку, полагая, что он создаст проблемы европейским компаниям, которые обязаны выполнять требования Брюсселя в области климатических изменений.

Русские дали американской промышленности шанс получить значительные прямые иностранные инвестиции. Политики не должны упустить такую возможность.

Источник  inosmi.ru