Вопреки ожиданиям части аналитиков, тон релиза Центробанка по итогам последнего в этом году заседания по ключевой ставке оказался достаточно нейтральным. В то же время регулятор подробно остановился на нескольких группах проинфляционных рисков. На ближайших заседаниях ЦБ будет действовать осторожно и, скорее всего, воздержится от повышения или снижения ставки, говорят эксперты , сообщает forbes.ru.
Банк России на последнем в этом году заседании 16 декабря во второй раз подряд решил не менять ключевую ставку, оставив ее на уровне 7,5%. При этом четкого сигнала по поводу возможных дальнейших шагов на ближайших заседаниях регулятор не дал. В релизе — лишь традиционная формулировка о том, что ЦБ будет оценивать фактический и ожидаемый уровень инфляции, реакцию рынка на внутренние и внешние условия, а также процесс структурной перестройки экономики. При этом часть экспертов ожидала от ЦБ сигнала о том, что регулятор на ближайших заседаниях может перейти к ужесточению политики.
В то же время в части оценки рисков в этот раз ЦБ был достаточно однозначен — риски роста цен для экономики на всех прогнозных горизонтах выше, чем риски их снижения. В релизе регулятора можно выделить несколько групп таких рисков:
Ситуация на рынке труда. В сентябре число занятых в экономике уже сократилось на 0,6 млн человек. Сокращение числа занятых коснулось, в частности, обрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли, строительного сектора, финансового сектора и т. д. Заметный прирост наблюдался лишь в секторе «госуправление и обеспечение военной безопасности» (+0,3 млн человек). ЦБ признал, что из-за частичной мобилизации в отдельных отраслях «усиливается нехватка рабочей силы». На этом фоне компаниям приходится увеличивать издержки на персонал, отметила на пресс-конференции глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, если зарплаты сотрудников будут расти быстрее, чем производительность труда, это может привести к дополнительному росту цен через издержки бизнеса.
Внешнеторговые условия. Замедление мировой экономики приведет к падению спроса на российский экспорт, что в свою очередь станет причиной снижения курса рубля, а это отразится на росте цен. Оценку эффектам от новых внешнеторговых ограничений — эмбарго на нефтяные поставки, а также установление ценового потолка для российской нефти — ЦБ собирается дать в феврале, когда будут ясны ответные меры российской стороны.
- Санкционная адаптация предприятий. Компаниям приходится сталкиваться с проблемами с поставками оборудования, сырья и комплектующих. Потенциал российской экономики из-за негативных тенденций в импорте может снизиться сильнее, чем ожидает ЦБ в базовом сценарии, а издержки компании в этой связи будут переноситься на потребителей.
- Бюджетная политика. За неделю до заседания ЦБ глава Минфина Антон Силуанов заявил, что дефицит бюджета по итогам 2022 года ожидается на уровне 2% ВВП (предыдущая оценка Минфина — 0,9%). «И денежно-кредитная, и бюджетная политика влияют на совокупный спрос. И если по бюджетному каналу поступление денег растет, то для обеспечения ценовой стабильности может потребоваться сдерживание притока по кредитному каналу. Поэтому при прочих равных более мягкая бюджетная политика означает более высокий уровень процентных ставок», — предупредила Набиуллина на пресс-конференции. «Исторически осторожный ЦБ напоминает властям о плате за потенциально более активное стимулирование экономики, которая этот спрос банально может не переварить», — пишет директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой.
Также к рискам ЦБ отнес высокие и «незаякоренные» инфляционные ожидания населения (в декабре составили 12,1%), чувствительные к курсовым колебаниям. По мнению экономиста «Ренессанс Капитала» Софьи Донец, именно повышенные инфляционные ожидания стоят в ранжире рисков ЦБ выше всего, однако именно по этому показателю Банк России «может получить положительные сюрпризы в ближайшие полгода».
Регулятор сделал акцент на проинфляционных рисках из-за щедрой бюджетной политики и роста дефицита бюджета сверх плана, указывает старший экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин, это можно расценивать как сигнал к повышению ставки уже в первом полугодии 2023 года. Если исходить из перечисленных ЦБ рисков, то можно сделать вывод, что регулятор смотрит больше в сторону ужесточения кредитной политики, считает управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин. В то же время стоит учитывать, что длинные деньги уже сейчас стоят гораздо дороже, чем это определяется ставкой — это может стать тем фактором, который может сдерживать ЦБ от ужесточения ставки, предполагает он. С учетом этого фактора экономист считает, что на ближайшем заседании ставка останется неизменной.
Снизить ключевую ставку ЦБ не мог, так как проинфляционные риски преобладают над дезинфляционными, в ужесточении денежно-кредитной политики на последнем заседании в году также не было необходимости — наблюдаемая населением инфляция остается умеренной, а потребительский спрос — сдержанным, перечисляет мотивы ЦБ старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин. Наиболее вероятным он считает сценарий, при котором ставка на ближайших заседаниях сохранится на текущем уровне. О том, что ЦБ, скорее всего, сохранит статус-кво, говорит и Софья Донец. А акцент на проинфляционные риски может быть «сигналом Минфину, что мы не раз уже наблюдали в период смягчения бюджетной политики», говорит она. При этом в целом на 2023 год «Ренессанс Капитал» исходит из рецессионного сценария, в котором преобладает дезинфляционный тренд — население продолжит сберегать, так как повышенная неопределенность из-за геополитики сохранится. Ключевую ставку на конец 2023 года Донец прогнозирует на уровне 6,5%.
Автор Артем Терентьев
Источник forbes.ru