Банк России раскритиковал представленные на рынке продукты страхования киберрисков клиентов банков, назвав их «комплементарными». Такие страховки зачастую покрывают меньше, чем положено по закону. Поэтому регулятор считает необходимым расширить перечень подпадающих под такое страхование случаев , сообщает allinsurance.kz .
Мера может заработать с 1 октября. Эксперты считают, что нововведение оставит меньше простора страховым компаниям для маневра по введению клиентов в заблуждение о полезности «страховки против мошенников». Однако необходимо учитывать, что указанный риск достаточно сложно доказывать и расследовать.
«Те продукты, которые я видел на сегодня, - я бы назвал их вежливо комплементарными. У них покрытие иногда уже, чем кредитная организация и так должна возместить по закону физическому лицу», - сказал зампред ЦБ Филипп Габуния, выступая на Уральском форуме «Кибербезопасность в финансах». Участники дискуссии (представители банков и страховых компаний) заявили о необходимости развития финансовой грамотности и цифровой гигиены среди граждан.
По информации Владимира Новикова из «Сбербанк Страхования», в более 90% всех случаев незаконных списаний со счетов клиентов «виновата» социальная инженерия, когда сам клиент отдает свои ключи и пароли или собственноручно переводит средства мошеннику, который представился сотрудником банка или какого-либо другого учреждения. Так, например, «Сбербанк Страхование» выплатил в прошлому году около 200 млн рублей - это примерно 8-9 тысяч случаев. По его словам, средний чек выплаты составил в компании до 60 тысяч рублей.
По мнению Ирины Алпатовой из «АльфаСтрахования», социальную инженерию в принципе нельзя страховать, поскольку в основном такие риски вызваны элементарной халатностью человека, продиктовавшего все свои данные мошенникам. «Здесь меры скорее должны быть направлены на отслеживание странных операций и недопущение, чем на то, чтобы потом это компенсировать», - считает она.
Позднее Габуния пояснил, что ЦБ хочет расширить покрытие, которое существует на сегодняшний день, как раз по причине того, что страховка покрывает меньше, чем банк и так должен компенсировать по закону. «Мы хотим перечень случаев расширить, но социальная инженерия в полном объеме включаться туда вряд ли будет», - заявил он.
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) поддерживает инициативу Банка России, однако считает необходимым доработать предлагаемые изменения. «Нужно четко сформулировать критерии риска социальной инженерии в данном страховом продукте. При этом необходимо учитывать, что указанный риск, к сожалению, достаточно сложно доказывать и расследовать. Более того, пока что остается непонятна доказательственная база, что именно должен будет предоставить потерпевший страховщику, чтобы подтвердить наступление страхового случая», - сообщили «РГ» в ВСС.
Необходимо понимать, что для каждого потребителя будет актуален разный набор рисков: например, зачем клиенту страховать себя от рисков социнженерии, если он способен распознать такой вид мошенничества, задаются вопросом в ВСС. Также введение некоторых рисков сталкивается с рядом проблем: например, не по каждому из них есть достаточная статистика, чтобы было возможно достоверно оценить риск и полноценно организовать удобный клиентский путь по урегулированию убытков.
Руководитель проекта «За права заемщиков», координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева назвала нововведение важным. «Оно вынудит страховые компании изменить договоры и оставит им меньше простора для маневра по введению клиентов в заблуждение о полезности «страховки против мошенников». Однако продукт на рынке остается, и степень защиты, которую он дает клиентам банков, по-прежнему определяет страховая компания», - считает она.
Страховая защита от мошенничества - очень сложная материя, и пока надежных инструментов в этой сфере не видели. Тем более чтобы они были бесплатны или очень дешевы для потребителя, признает Лазарева. «О полном покрытии рисков, связанных с мошенничеством, в России пока говорить не приходится. Это требует как минимум перестройки банковской системы и повышения уровня грамотности клиентов банков, которая позволит снизить риски для кредитных организаций», - резюмировала она.
Источник allinsurance.kz