Юристы поставлены на один уровень с реализаторами бензина , сообщает liter.kz.
Фотоколлаж Liter.kz
Юристы Казахстана не согласны с налоговым режимом, к которому с недавних пор отнесли сферу права. По неясным причинам теперь они платят налоги не по упрощенному режиму в размере трех процентов, а по единой ставке в 20%. Специалисты сферы права обратились в редакцию и рассказали, почему действующий режим возлагает необоснованную и несправедливую налоговую нагрузку на юристов.
В соответствии с Законом “Об адвокатской деятельности и юридической помощи”, юридическая помощь – это деятельность, направленная на обеспечение реализации закрепленного Конституцией права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.
Председатель Палаты юридических консультантов Айнура Кайдарова рассказала, что деятельность юридических консультантов является, с одной стороны, предпринимательской, с другой – социально-ориентированной, направленной на защиту прав человека и организаций.
Юрист рассказала, что органы государственных доходов необоснованно и без надлежащих на то правовых оснований включили оказание правовой помощи в подпункт 3) пункта 2 статьи 683 Налогового кодекса РК, который запрещает применение специального налогового режима для субъектов малого бизнеса, то есть “упрощенку”, для налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности в области права, юстиции и правосудия. Что в соответствии со статьей 687 Кодекса не позволяет применять льготную налоговою ставку в размере трех процентов. И это при том, что доход большинства юристов относится к доходам субъектов микропредпринимательства. После нововведения специалисты в сфере права облагаются налогом в размере 20%.
На обращения обеспокоенного юридического сообщества Миннацэкономики ответило, что “упрощенку” применяют в реальном секторе экономики, то есть там, где есть производственные издержки. А предприниматели в области консультационных услуг, бухгалтерского учета, аудита, права, юстиции и правосудия, по мнению министерства, не несут производственных издержек.
Следуя логике Миннацэкономики, все лица, деятельность которых подпадает под специальный налоговый режим (“упрощенку”), имеют некие существенные производственные издержки. Однако СНР не распространяется на ряд деятельностей, где точно есть эти самые издержки – это производство алкоголя, табачных изделий, горючего, сбора цветного и черного металлов. То есть юристы по режиму налогообложения поставлены на один уровень с производителями подакцизных товаров; реализаторами отдельных видов нефтепродуктов. Данный подход является необоснованным. Если смотреть фактически, то доходы у этих разных сфер предпринимательства разные и нельзя для них делать одни и те же условия и критерии налогообложения, – считает Айнура Кайдарова.
Не выдерживает критики, по ее мнению, и другой аргумент ведомства. Миннацэкономики на еще одно обращение в начале марта текущего года сообщило, что СНР существует “не как льготный режим, а как упрощенный режим для составления и сдачи налоговых деклараций, то есть для тех категорий налогоплательщиков, которым трудно сдавать налоговую отчетность в общеустановленном режиме. Что касается вышеуказанных лиц, то указанные категории налогоплательщиков зачастую имеют высокий уровень налоговой грамотности”.
То есть юристы должны платить налогов больше, потому что они грамотнее.
По словам Айнуры Кайдаровой, у юриста нет непрерывного производства. Он работает от клиента к клиенту, при этом эффект от его деятельности по защите прав граждан является важным и существенным с точки зрения гарантий реализации прав и свобод граждан.
В данном случае будет целесообразным установить для практикующих юристов-предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области права, такую же процентную ставку, как и для большинства видов деятельности малого предпринимательства в размере трех процентов от оборота, – считает Айнура Кайдарова.
Специальный режим налогообложения существенно снижает издержки юристов, упрощает налоговую отчетность и администрирование, содействует прозрачности и способствует удешевлению услуг, что в свою очередь способствует большей их доступности широкому кругу лиц, отметила юрист.
В пресс-службе Министерства национальной экономики Liter.kz ответили следующее:
Согласно нормам Налогового кодекса частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы в целях налогообложения отнесены к лицам, занимающимся частной практикой, и для них предусмотрены одинаковые подходы налогообложения ИПН, – сообщили в ведомстве.
В Миннацэкономики сообщили, что деятельность таких лиц в соответствии с отраслевым законодательством не относится к предпринимательской, поэтому они не вправе применять специальные налоговые режимы, предусмотренные для МСБ. Для них установлена единая плоская ставка 10% индивидуального подоходного налога (ИПН).
При этом с 2025 года вступит в действие норма Налогового кодекса, в соответствии с которой такие лица смогут применять профессиональные вычеты (расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, расходы по имущественному найму (аренде) помещения для оказания услуг, компенсации при служебных командировках, членские взносы и т.д.) при исчислении налога, – сообщили в ведомстве.
Юристы неудовлетворены полученными ответами и говорят, что им неясно, на каком основании деятельность в сфере права не относится к предпринимательской деятельности. Поэтому они готовят обращение к депутатам Парламента, в Министерство юстиции, а затем и в суд.
Автор Маржан Бакиева
Источник liter.kz