С возвращением Дональда Трампа в Белый дом рынок электромобилей (EV) ожидают кардинальные изменения в течение следующих 5 лет, сообщает finversia.ru.
Фото: pexels.com
Изменения в политике, включая потенциальную отмену налоговых льгот и более широкое свертывание стимулов для использования чистой энергии, могут изменить конкурентную среду. Некоторые автопроизводители будут бороться за выживание, другие могут потерять долю рынка, в то время как несколько избранных могут стать сильнее, чем когда-либо.
Но речь идет не только о победителях и проигравших – речь идет о будущем американских инноваций и глобального лидерства в автомобильном секторе. Дональд Трамп может перекроить индустрию EV, какой мы ее знаем. Планы Дональда Трампа в отношении индустрии электромобилей (EV) значительно отличаются от политики его предшественника Джозефа Байдена. Центральным элементом подхода Трампа является отмена федерального налогового кредита в размере $7500 на покупку электромобилей – краеугольного камня закона Байдена о снижении инфляции (IRA). Переходная команда Трампа, возглавляемая советниками по энергетической политике, включая нефтяника-миллиардера Гарольда Хэма, определила эту субсидию как приоритетную для отмены. Команда считает, что ее отмена может дать значительную экономию средств, что потенциально позволит финансировать другие инициативы республиканцев, такие как продление срока действия налоговых льгот, введенных в 1-й срок Трампа.
Конец субсидирования электромобилей
Отмена налогового кредита в размере $7500 для покупателей электромобилей (EV) может существенно повлиять на рынок, создав проблемы для всех участников.
Немедленная реакция рынка на планы новой администрации Белого дома была резкой: акции Tesla упали на 6%, Rivian – на 14%, Lucid – на 5%.
Акции южнокорейских поставщиков аккумуляторов, включая LG Energy Solution и Samsung SDI, просели примерно на 10%, что свидетельствует о масштабных последствиях для всей цепочки производства EV.
Потеря этой субсидии особенно вредна для таких автопроизводителей, как General Motors (GM), Ford и Rivian, которые полагаются на эти кредиты, чтобы компенсировать потери в своих подразделениях EV.
Например, Ford сообщил об убытках в размере $5 млрд. в своих подразделениях EV и программного обеспечения на 2024 год, в то время как GM получил $800 млн. в виде кредитов на производство EV в соответствии с законом о снижении инфляции (IRA).
Выходит, что без государственных кредитов рентабельность EV-подразделений всех упомянутых компаний будет еще больше снижена, что сделает их уязвимыми на рынке.
Альянс автомобильных инноваций, представляющий крупных автопроизводителей, как GM, Ford и Honda (за исключением Tesla), в октябре 2024 года направил письмо в Конгресс с призывом сохранить налоговые льготы для EV. Они утверждают, что эти льготы «имеют решающее значение для закрепления за США статуса мирового лидера в области автомобильных технологий».
Tesla только выигрывает
Парадоксально, но факт. Шаги будущего президента Дональда Трампа по отмене субсидий на электромобили (EV) могут принести пользу компании Tesla, несмотря на то, что они направлены против всего сектора EV.
Генеральный директор Tesla Илон Маск неоднократно подчеркивал, что сокращение субсидий пойдет на пользу его компании. В июльском заявлении на своей социальной медиаплатформе X он уверенно заявил: «Уберите субсидии, это только поможет Tesla».
Эта уверенность обусловлена преимуществом Tesla в плане экономической эффективности, обусловленным ее вертикальной интеграцией и передовыми производственными возможностями.
По словам Николаса Мерша, портфельного менеджера Purpose Investments, отмена налоговых льгот «означает, что конкуренты не смогут догнать и конкурировать по себестоимости» с Tesla. У компании огромная фора на рынке, и как первопроходец она выигрывает по многим моментам. Еще в 1-м квартале 2020 года Tesla занимала более 80% американского рынка электромобилей. Однако по мере того, как традиционные автопроизводители ускоряли производство EV, доминирование Tesla сокращалось. К 3-му кварталу 2024 года доля Tesla на рынке снизилась, сейчас компания контролирует почти 50% американских продаж EV, при этом ей удалось продать почти половину всех EV в США, опередив таких конкурентов, как Ford, GM и Hyundai.
Компания Tesla выигрывает и по марже. Tesla – единственный автопроизводитель в Штатах, получающий прибыль от продаж EV на внутреннем рынке, с маржой до налогообложения 18%. Для сравнения, маржа подразделения Model E компании Ford составила -104%.
Важным компонентом стратегии Трампа, который соответствует интересам Tesla, является потенциальное введение 100-процентных тарифов на импорт китайских электромобилей. Эта протекционистская мера существенно затруднит работу китайских автопроизводителей, таких как конкурент Tesla – компания BYD, которая стремительно завоевывает долю рынка по всему миру, используя значительные государственные субсидии и дешевое производство.
Как отмечает Мерш, «Tesla не может победить китайские электромобили», но торговые барьеры Трампа могут фактически не допустить их на американский рынок, что даст Tesla решающее преимущество на домашней территории.
Tesla выиграет и от «дружбы» Илон Маска с Дональдом Трампом. Согласно данным Федеральной избирательной комиссии, Маск пожертвовал $119 млн. комитету политических действий, поддерживающему предвыборную кампанию Трампа. Этот значительный вклад подчеркивает заинтересованность Маска в политическом климате, который может быть более благоприятным для долгосрочной стратегии Tesla.
Несмотря на неопределенность, Илон Маск с оптимизмом смотрит в будущее Tesla, которая имеет все шансы сохранить свое лидерство благодаря эффективному производству и большим объемам.
Упор Маска на экономическую эффективность и вертикальную интеграцию, а также потенциальные протекционистские меры администрации Трампа смогут обеспечить Tesla сохранение конкурентных преимуществ, даже если ландшафт EV будет продолжать меняться. В конечном итоге отмена налоговой льготы замедлит внедрение EV, повысит стоимость для потребителей и помешает росту рынка. Этот сдвиг еще больше укрепит доминирующее положение Tesla, в то время как конкуренты будут изо всех сил пытаться наверстать упущенное.
Автор Сергей Рубан
Источник finversia.ru