Михаил Крылов, директор аналитического департамента «Golden Hills – КапиталЪ АМ», рассмотрел основные варианты развития событий

Крупнейшие размещения 2019 года, вероятно, будут предложены инвесторам со значительным дисконтом к цене на последнем раунде частного финансирования, для того чтобы сформировать запас прочности перед возможной угрозой со стороны сочетания человеческого фактора и интернета.

Из IPO в США в этом году самыми крупными будут размещения Uber и Lyft. Основным риском этих двух компаний остаются люди. 20 февраля 45-летний водитель Uber в Мичигане сбил шестерых и ранил еще двоих человек во время поездки. Как принято говорить в таких случаях, всего этого можно было избежать. Обычно водители недовольны структурой оплаты и изменениями системы бонусов, хотя у инвесторов может быть намного больше причин для беспокойства.

В Америке, мнение которой важнее всего перед IPO на биржах Nyse и Nasdaq, Lyft и Uber позиционируют себя как подряды, на которых можно зарабатывать до $35-40 в час. Много они платят или мало, люди все равно занимаются извозом. Не хотели бы – не работали бы. По мере инфляции может быть все больше негативных отзывов из-за зарплаты.

В США фирме Lyft с октября 2018-го пришлось на нескольких рынках снизить бонусы до $300-400. Затем подтянулся и Uber, уменьшив дополнительную компенсацию в некоторых штатах Америки до $175. При этом одно время ИИ-сервисы такси были известны среди любителей наживы тем, что стартовый бонус мог достигать до $2500. На этом маркетинговом ходе компания привлекала сотрудников и увеличивала масштаб. В рекламе американского Uber водителям обещали, что, помимо бонуса, который начисляется сверх заработка, есть гарантии получить столько-то денег, проехав то или иное расстояние. Это оказался небольшой бонус за старт, а потом – возможность оптом вступить с Uber в подряд по километражу и получить деньги, которые разблокируются при покрытии расстояния. Сегодня у ИИ-сервисов такси все больше известности, но все меньше она позитивная.

Опасность долгосрочных инвестиций в Uber и Lyft видится в финансировании страховки со стороны кредитных учреждений и сервисов такси. Страховое покрытие у Uberа и Lyft достигает $1 млн на происшествие в поездке, при наличии персональной страховки сами сервисы возмещают полную стоимость ущерба до $1 тыс. Риск в том, что с течением времени может выясниться что-то новое касательно взаимодействия со страховщиками и банками. Пока о происшествиях неизвестно, люди охотно идут работать в Uber и Lyft, но мы не можем быть уверены в том, что так будет всегда.

Повлияет ли это на бизнес-модель компаний? Она, конечно, гибкая и адаптируемая, но Lyft по-прежнему берет с каждой поездки комиссионные около 20% и Uber – около 25% в зависимости от региона, плюс сборы за бронирование поездки, обычно около $1-3 в зависимости от местности и сервиса. При этом, по подсчетам TNC, общие доходы Uber с коротких поездок по мегаполису типа Сан-Франциско могут достигать 42,75%, а средние – все же порядка 30% (узнаем точнее из проспекта ближе к размещениям). В обмен на это оба сервиса такси предлагают водителям и пассажирам комфорт. Но торговать комфортом сложно, особенно когда каждый из миллионов пассажиров может оставить отзыв. Как известно, в отзовиках часто преобладает негативная информация. Можно по-разному относиться к таким сайтам, тем не менее вызывает опасение то, что негативный рассказ о поездке может повлиять на котировки после IPO. Тот факт, что компании становятся публичными, означает, что они сильно уверены в качестве, но как это возможно, если за них услуги оказывают подрядчики.

Комфорт для водителей заключается в том, что мобильное приложение на основе результатов обработки данных с помощью искусственного интеллекта присылает оповещения о районах с повышенным спросом, позволяет ориентироваться на местности, например, находить нужный подъезд и вход в дом, а также предельно прозрачно перечисляет заработанные деньги и отслеживает достижение личных финансовых целей. После IPO мы многое узнаем о том, как видят ситуацию сами водители и стоит ли с их точки зрения комфорт, который дает Uber, процента располагаемого дохода, остающегося сервисам такси.

Есть некоторый риск того, что ИИ-сервисы такси, собрав солидную базу водителей-подрядчиков, начнут перетягивать одеяло на себя. По данным TNC, за 5 лет километраж, который нужно проехать для того, чтобы заработать $10 на Uber в Калифорнии, вырос вдвое. В кризис водители зарабатывали минимальный оклад за рулем Uber, но сегодня доходы тех, кто берется за короткие поездки, не дотягивают до минимума, и многим из них выгоднее будет устроиться кассирами в Amazon.

Все это показывает, что с точки зрения потенциальных инвестиций есть ряд аспектов, которые стартапам такси не помешает исправить, для того чтобы отвечать чаяниям потенциальных инвесторов. Пока отметим, что, несмотря на потенциал роста, Uber и Lyft сильно рискуют, когда идут на pre-IPO, так как ухудшение репутации среди пользователей услуг способно вызвать переосмысление ценности вложения со стороны крупных финансовых институтов.

 

По материалам Kapital.kz