Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров провела исследование на тему возможностей развития фондового рынка Казахстана и поделилась его результатами с редакцией.
С 2008 года в ответ на банковский крах финансовый регулятор начал затяжной «крестовый поход» против всех возможных рисков и дошел до границ, где заканчивается рынок и рыночный интерес. Результатом этой «войны» стали две неприятности. Во-первых, на сегодня ограничен доступ новых игроков, а прежние (в первую очередь коммерческие банки) не слишком заинтересованы в развитии финансового рынка, особенно - фондового. Второй момент: существенно сокращается конкурентоспособность финансовых организаций в сравнении с зарубежными игроками. Мы живем в технологичном мире, где стираются границы между национальным и международными рынками, между банками, маркет-плейсом и финтехом.
О чем думают профи?
Сами банки испытывают структурный профицит ликвидности. Им некуда ее «пристроить» за рамками кредитной деятельности и инвестиций в государственные ценные бумаги (не говоря о нормативных «тисках»). Бизнес же нуждается в финансовых продуктах, которые не увеличивают долговую нагрузку и не требуют залогов. Эффективным каналом доставки накопившейся в стране ликвидности для финансирования бизнес-идей и проектов (интересных для инвесторов) мог БЫ стать фондовый рынок. Какие «БЫ» мешают развитию в Казахстане рынка, который помог многим странам выйти в разряд «звезд» мировой экономики? Это попыталась выяснить Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров (QAMS).
Пандемия помогла выявить «боль» профессионалов рынка (на условиях анонимности). Частью исследования QAMS «Возможности развития фондового рынка Казахстана» (будет опубликовано в феврале) стали интервью с экспертами: лицами с опытом инвестиций в ценные бумаги или руководителями организациями, инвестирующими в ценные бумаги. Побеседовали также с представителями бирж, регулятора, потенциальных и состоявшихся эмитентов, а также корпоративными юристами. Всего было опрошено 43 респондента – более 43 часов аудиозаписи.
О вредности «стерильного» подхода
«Стерильный» подход регулятора, «перекручивание гаек» - то, что часто приходилось слышать от собеседников. А еще вот что: нет смысла в «зарегулировании» того, что пока в Казахстане скорее мертво, чем живо.
Респондент 41: «Текущий подход стерилен. Кредиты должны выдавать только по госпрограммам. Нет стимула получить коммерческий кредит, потому что высокие ставки. Банкам остается только покупать госдолг и кредитовать по госпрограммам. Облигации они не могут купить тоже. Это этап стагнации».
Как резюме: рынок нуждается в ослаблении «бремени нормативов». Больше автономности профессиональному сообществу и больше «экспертизы» самому регулятору - вот о чем говорят профи. Особенно это касается требований к небанковским организациям, которые преодолевают «тернии» нормативов управления рисками, трудоемкого процесса отчетности.
Респондент 12: «… не то чтобы они передавили, они просто, мне кажется, на корню зарегулировали всё и этот рынок, скажем, сделали крайне рафинированным, сделали так, чтобы большая часть игроков просто перестала им интересоваться, это перестало быть бизнесом сама по себе».
Когда в экономике много государства
Участники рынка также «болеют» за сокращение государства в экономике. Превалирование государства значительно сокращает поле для частной предпринимательской инициативы. С 2008 года в Казахстане было утверждено не менее 18 госпрограмм (это только из доступных источников) общим объемом финансирования 36,7 трлн тенге. 9 госпрограмм общим объемом бюджета 19,2 трлн тенге предусматривают прямое или косвенное финансирование корпоративного сектора. Для сравнения: совокупный объем выданных коммерческими банками корпоративных кредитов на конец ноября 2020 составил 7,3 трлн тенге.
Итогом широкомасштабных госсубсидий стало то, что корпоративный сектор демотивирован привлекать финансирование на рыночных условиях.
Респондент 8: «Государственные программы, которые сейчас есть и заполонили весь рынок, свернуть до умеренного размера, чтобы компании получали рыночное финансирование на долевом и долговом рынке. И тогда появятся соответствующие предложения для пенсионных активов, институциональных инвесторов. Я глубоко убеждена, что мы создадим свои собственные стимулы для внутренних инвесторов и эмитентов. Одновременно с этим появится ликвидность. Трудно ожидать, что придут какие-то внешние инвесторы и эмитенты».
Неудивительно, что на вопрос «Есть ли взаимосвязь между долей государства в экономике и развитием рынка ценных бумаг (РЦБ)?» 83% респондентов ответили однозначно утвердительно. При этом 74% также утвердительно (без оговорок) ответили на вопрос «Что может стать главным драйвером развития РЦБ? Политическая воля может стать таким драйвером?».
Приватизация как триггер
Политическая воля, по мнению респондентов, необходима в таких направлениях, как приватизация и снижение доли государства в экономике, развитие институциональной инфраструктуры, развитие конкуренции, верховенство закона.
Респондент 41: «Основные компании у нас, входящие в «Самрук-Казына», - это 40% экономики. Это значительная часть крупных эмитентов, которые могли бы присутствовать на фондовом рынке. Для их вовлечения в развитие фондового рынка нужна политическая воля».
Приватизация госактивов рассматривается как способ сокращения доли государства в экономике. 80% респондентов считают, что приватизация может стать триггером развития РЦБ. Причем 4 собеседника ответили утвердительно, но с оговорками.
Респондент 33: «Да, но при условии организации спроса на эти активы со стороны пенсионных активов».
О низких темпах приватизации госактивов говорят цифры. Из 8 компаний Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы, подлежащих приватизации путем IPO, на рынок была выведена только одна – Казатомпром. За 20 лет в Казахстане было проведено всего 5 IPO компаний с госучастием: «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ), Казахтелеком, КазТрансОйл (КТО), KEGOC и Казатомпром. То есть в среднем одно IPO за 4 года. При этом надо учитывать: РД КМГ после buyback вновь вернулась в собственность государства, в ходе IPO Казахтелеком в декабре 2006 года было предложено менее 5% акций, а free-float (акции в свободном обращении) по акциям КТО и KEGOC не превышает 10%.
Респондент 18: «У меня ответ на этот вопрос, что это большая приватизация, где нужно не в час по чайной ложке продавать и каждый раз ссылаться на мировой кризис, короновирус, падение цен на нефть. Необходимо просто сказать, что есть сроки и наша задача, государства, не ставить получение дохода в приоритет, а диверсифицировать экономику и строить какое-то большое движение, публично, прозрачно. Тем более что сейчас это легче делать, чем в 1990-е годы. IT позволяет делать это, базы данных, интернет и система аукционов, биржа».
Для кого нужна конкуренция в управлении пенсионными активами?
На вопрос «Может ли развитие конкурентного рынка управления пенсионными активами стать драйвером развития РЦБ?» 71% респондентов ответили утвердительно, а 28,5% назвали одной из ключевых проблем в развитии рынка наличие в стране одного институционального инвестора – ЕНПФ. И это также неудивительно. Институциональная инфраструктура РЦБ имеет высокую степень концентрации активов в одном институте – ЕНПФ. На 01 декабря 2020 пенсионные активы составили 12,7 трлн тенге. Для сравнения: совокупный объем активов страховых компаний Казахстана составляет 1,4 трлн тенге (на 1 сентября прошлого года).
Инвестиционные решения в отношении активов ЕНПФ принимаются в Национальном банке, он же и регулирует эту деятельность. Конфликт интересов очевиден.
Респондент 20: «У нас ЕНПФ в последние годы использовался как дополнительный карман для государства - те же истории с банками и так далее. Если это будут частные управляющие компании, понятно, нужна какая-то доля контроля, чтобы они не злоупотребляли. Но в целом, как минимум, для развития рынка это будет хорошим толчком. Потому что это будет не один ЕНПФ, а 5-6 управляющих, каждый из них ставит какие-то цели «побить рынок», какие-то другие KPI. Здесь уже просто так сидеть на вложениях и «бить инфляцию» не совсем подойдет».
Конкуренция за право управлять пенсионными активами и право вкладчиков ЕНПФ выбирать управляющего своими активами – «попутчики» на дороге развития фондового рынка. Однако участники опроса рассматривают конкуренцию в сфере управления пенсионными активами в комплексе с решением вопросов приватизации госактивов путем IPO и расширения перечня финансовых инструментов, доступных для инвестиций за счет пенсионных накоплений.
Автор Данияр Темирбаев
Источник forbes.kz