Любопытно то, что наименьший уровень поддержки роботизации наблюдался со стороны ИТ-подразделений, занимавших наиболее консервативную позицию
Не так давно мы опубликовали исследование, посвящённое вопросам офисной роботизации с говорящим названием «The robots are ready. Are you?». К слову сказать, это уже третье ежегодное исследование, и по названиям отчётов можно отслеживать определённую тенденцию. Так, в 2015 мы говорили о том, что «Роботы наступают», в 2016 – «Роботы уже здесь» и наконец в 2017 звучит вопрос, а готовы ли мы к наступающим переменам. Вопрос вполне закономерный. Первое, что бросается в глаза, – это контрастирующие между собой прогнозы о структурных изменениях на рынке труда вследствие замены труда роботизацией и искусственным интеллектом и фактический низкий уровень проникновения технологии.
В 2014 эксперты Deloitte говорили о том, что до 35% рабочих мест в Великобритании находятся в зоне риска. Технологии, такие как роботизация офисных процессов и искусственный интеллект, могут заменить работников в течение будущих 10-20 лет. Сейчас мы констатируем: несмотря на высокий уровень осведомлённости бизнеса и рост инвестиций в пилотные проекты, уровень применения роботизации остаётся около 3% (речь идёт о количестве организаций – участников нашего опроса, которым удалось масштабировать решение и сделать шаг от эксперимента к промышленной эксплуатации офисных роботов). Итак, что же мы видим при более пристальном рассмотрении?
Во-первых, речь не идёт об охлаждении интереса или разочаровании результатами. Более половины респондентов заявили, что они уже экспериментируют с применением офисной роботизации, а еще около 20% собираются начать пилотные проекты.
Во-вторых, полученные результаты вполне соответствуют ожиданиям большинства. Так, в среднем компании рассчитывали на высвобождение до 20% фонда рабочего времени сотрудников на определённых участках работы за счет применения роботов. Ожидаемый срок окупаемости проектов – около 9 месяцев. Около 85% компаний заявили, что смогли добиться ожидаемых результатов в сокращении времени и точности операций. Еще 60% смогли сократить затраты. Чуть хуже ситуация с ожидаемыми сроками внедрения и инвестициями – компании чаще ошибались в своих оценках. Что, впрочем, не кажется неожиданным для экспериментальной фазы.
Ну и наконец, что же вызывало набольшие трудности? Среди упомянутых факторов – стандартизация процессов и недооценка усилий по управлению организационными изменениями. Ожидаемо часть компаний столкнулась с сопротивлением и недостаточным уровнем поддержки со стороны сотрудников. Что любопытно – наименьший уровень поддержки наблюдался со стороны ИТ-подразделений, занимавших наиболее консервативную позицию. Хочу отметить, что данный вывод вполне совпадает с собственными наблюдениями по результатам обсуждения возможностей роботизации с казахстанскими компаниями. Восприятие проектов по роботизации как ИТ-проектов в значительной мере ошибочно. Роботизация процессов скорее относится к вопросам операционной трансформации и неизбежно затрагивает целый пласт аспектов вне технологической области. Упомянутая стандартизация процессов, высвобождение персонала, необходимость профпереориентации, формирование компетенций для управления новой технологией, пересмотр процессов, ролей и показателей эффективности – лишь небольшая часть возникающих вопросов. Нормативно-правовые, культурные и этические аспекты роботизации – то, что неизбежно придётся решать в будущем по мере развития технологии, усложнения самих роботов и повышения их автономности.
Подготовлено forbes.kz