Биометрические системы становятся распространенным способом защиты пользовательских данных. Но их разработчикам стоит учесть, что идентификация по уникальным физиологическим параметрам не дает стопроцентной защиты от хакерских атак
В 2018 году в России был принят закон о создании Единой биометрической системы. Он разрешил кредитным организациям (а в перспективе и другим компаниям) использовать биометрию при удаленной идентификации клиентов. Звучит многообещающе, но только не с точки зрения информационной безопасности.
Согласно действующему ранее законодательству финансовые организации были обязаны подтверждать личность своих клиентов, требуя паспорт при личном присутствии в отделении. Это тормозило развитие финансовых сервисов в регионах, удаленных населенных пунктах или в случае, когда физическое присутствие потенциального клиента невозможно, например, по причине болезни. Удаленная идентификация с помощью биометрии должна была решить эту проблему.
«Идентификация Борна»
Существует три способа идентификации личности человека. Во-первых, мы можем убедиться, что он знает нечто секретное (например, кодовое слово или PIN), — это самый распространенный и недорогой в реализации механизм, который, однако, является и самым незащищенным. Узнать пароль несложно, редко кто следует правилам выбора надежных сочетаний символов. Вторым способом проверки является контроль владения некой неповторимой вещью (например, смарт-картой, ключом или штрих-кодом). Это более надежный и более дорогой способ аутентификации.
Наконец, третий способ — это проверить, что человек обладает какой-то уникальной физической, биологической, физиологической или поведенческой характеристикой (например, отпечатками пальцев или радужной оболочкой глаза). Именно этот метод сегодня набирает популярность, так как считается, что, помимо удобства для пользователя, он является и более защищенным. Но это не совсем так.
Если у пользователя украли пароль, это не смертельно, его можно заменить. Украденные карта или токен тоже подлежат восстановлению. А вот биометрический фактор уникален — ни при каких обстоятельствах вы не сможете изменить отпечатки пальцев, голос, глаза или расположение вен на руке. Это самые популярные методы биометрической идентификации, из которых в банках будут применяться пока только голос и геометрия лица. Среди других присущих человеку особенностей можно назвать почерк, в том числе и клавиатурный, запах, электроэнцефалограмму мозга и электрокардиограмму сердца, походку и даже геометрию ягодиц, которая, оказывается, тоже уникальна.
В принципе биометрия действительно решает многие классические проблемы. Традиционный вариант проверки личности клиента по кодовому слову и т.п. давно уже перестал хоть как-то защищать от мошенников. По данным исследования Opus Research A New Authentication Paradigm: Call Center Security without Compromising Customer Experience, 65% банковских клиентов не удовлетворены проверкой по паролю и кодовому слову при звонках в кол-центр. 49% клиентов считают, что проверка слишком долгая (от 40 до 90 секунд). 74% хотя бы раз не получили доступа к своим данным из-за того, что не прошли проверку и не смогли подтвердить свою личность стандартным способом. Может ли биометрия помочь в этих случаях?
Полагая, что биометрия сделает жизнь удобнее и безопаснее, мы начинаем ее активно внедрять, не взвесив все за и против. Что может угрожать биометрическим системам? Проблема в том, что «потерянные» голос или данные геометрии лица использовать снова будет невозможно. Разумеется, «потерять» их не так просто: они специальным образом преобразуются и затем хранятся в специальном хранилище.
В фантастических фильмах плохие парни отрезают пальцы, записывают голос, делают 3D-маски лица или муляжи ладони. Эти варианты атаки действительно существуют, но они направлены только на систему считывания биометрических данных. На самом деле векторов атак гораздо больше. Например, можно сломать сам считыватель, и что бы ему ни предъявляли, он будет выдавать ошибку. Можно вмешаться в работу системы верификации и поменять решение системы на нужное злоумышленникам. Можно взломать хранилище биометрических профилей и внести новые, а также подменить/уничтожить существующие данные по нужным людям. И это, пожалуй, самый опасный вариант для любой схемы биометрии.
Всего существует около полутора десятков способов взломать систему биометрической идентификации, и выбор наиболее удобных из них зависит от конкретных задач, стоящих перед хакерами. Если нужно дискредитировать всю систему, то атака будет направлена на хранилище биометрических профилей. Если нужно заставить систему принять «правильное» решение, то эффективнее атаковать систему верификации. Когда действия злоумышленников направлены на конкретного человека, то логичнее синтезировать его голос и видео. Существующие технологии уже позволяют, имея запись голоса или видео любого человека, синтезировать его речь или наложить его лицо на другую видеозапись.
Несовершенная система
Предлагаемая в России Единая биометрическая система (ЕБС) в своем роде уникальна: проектов такого масштаба в мире немного, и поэтому к их проектированию (особенно с точки зрения оценки актуальных угроз) подходить надо очень серьезно. Обнаруженные ошибки в такой системе надо будет устранять в масштабах всей страны. Апелляция к опыту хранения информации в системе биометрических паспортов не совсем корректна. Биометрические паспорта — это действительно защищенное хранилище, но к нему имеют доступ очень ограниченное число лиц. В основном это государственные органы: ФНС, ФМС, пограничная служба, МВД, ФСБ. Когда же мы говорим об удаленной идентификации, которую строят ЦБ и «Ростелеком», то к ней будет получать доступ гораздо большее количество организаций. По скромной оценке, их число будет измеряться несколькими сотнями, а то и тысячами, а значит, число точек проникновения в эту базу многократно увеличится.
При этом сами граждане подготовлены к переходу на биометрические технологии: они активно используют технологии распознавания лиц или отпечатков пальцев на мобильных устройствах при оплате в AppStore или Google Play. Более того, согласно отчету Cisco Customer Experience Research. Automotive Industry, проведенному Cisco в 10 странах, включая Россию, 60% граждан готовы предоставлять свои биометрические персональные данные, если это позволит усилить защиту их автомобиля, например, от угона или при дистанционном управлении отдельными функциями.
Сегодня при активном PR биометрических технологий о безопасности их применения в масштабах государства говорят мало. Возможно, это делается для того, чтобы не обозначить слабые зоны и не дать злоумышленникам подготовиться к атакам. Однако принцип «безопасность через незнание» в данном случае не работает. Необходимо широкое обсуждение механизмов защиты такой базы. Если ее взломают даже один раз, это подорвет доверие ко всей системе биометрической идентификации в России не только сейчас, но и в будущем.
Другая проблема связана с реализацией всей схемы удаленной идентификации. Во-первых, для того чтобы снять с клиента банка биометрический профиль, необходимо иметь достаточно мощное оборудование и специализированные комнаты. Механизм примерно тот же, что и при снятии биометрических данных при подготовке загранпаспортов. А поскольку в законе о внесении изменений в 115-ФЗ говорится не только о биометрии лица, но и о голосе, здесь потребуется еще и изолированное помещение, где бы отсутствовали любые посторонние звуки. А значит, первоначальная идентификация все равно потребует от пользователя явиться в определенное место, которое в регионах может находиться далеко от его места жительства. Но если образец записи будет создан в идеальных условиях, то при идентификации пользователя с помощью мобильного посторонние шумы или помехи некачественной связи могут привести к тому, что система не распознает его.
Разумеется, у биометрии есть безусловные преимущества, и при правильном ее использовании она действительно может сделать оказание различных услуг гораздо более удобным. Но при этом надо трезво оценивать все последствия для себя лично. Разумная осторожность никогда не бывает лишней.
Подготовлено www.forbes.ru