Инициатива по отключению краденых и контрафактных телефонов выглядит привлекательной для государства, но что она даст пользователям?


На заседании Совета Федерации по развитию информационного общества была выдвинута инициатива по созданию единой базы данных так называемых IMEI мобильных телефонов. Об этом «РИА Новости» сообщило 6 декабря.

Авторы проекта полагают, что нововведение позволит решить проблему серого импорта устройств и хищения мобильных телефонов. Может ли оно помочь на практике?

Техническая справка

International Mobile Equipment Identity (IMEI) — международный идентификатор мобильного оборудования. Как правило, это уникальное 15- или 17-ти значное число, идентифицирующее конкретное мобильное GSM-устройство (мобильный телефон, модем, встроенный модуль и т.п. — то есть любое оборудование, которое может подключаться к сотовым сетям GSM). IMEI хранится в прошивке мобильного оборудования и может быть изменен программным способом (через изменение прошивки).

Идентификатор устройства всегда передается устройством при регистрации в GSM-сети, служит для идентификации устройства и хранится у оператора в специальном элементе сети, который называется EIR (Equipment Identity Register). А EIR, в свою очередь, предназначен для того, чтобы вести базу данных всех зарегистрированных устройств в сети и формировать черные списки заблокированных устройств (например, краденых).

Защита от хищений

Технически у операторов всегда была возможность блокировать мобильные телефоны по IMEI. Эта возможность была включена в стандарт GSM, так же как и международный обмен базами данных заблокированных IMEI. На практике такая возможность не работает по разным причинам, в том числе по юридическим: нет единой международной процедуры занесения устройства в черный список.

У каждого оператора (в том числе в России) есть свои процедуры занесения IMEI в черные списки. То есть если ваш телефон украли и вы хотите его заблокировать — у вас получится, но только пройдя сквозь тернии и все необходимые процедуры, предварительно выяснив их последовательность у оператора. Понятно, что этого никто не делает.

И конечно, наличие общей базы и единых правил занесения туда телефона сильно упростит блокировку украденных телефонов и усложнит жизнь жуликам станет намного проще. Однако нельзя забывать и о том, что IMEI можно поменять только с помощью специального программного обеспечения — это уже барьер для неподготовленного злоумышленника. Кроме того, украденный телефон можно вывести в ближайшую страну, где единой базы может и не быть. В том числе поэтому механизмы блокировки в полной мере пока не заработали в международном масштабе.

Добавим, что в большинстве современных аппаратов уже реализованы механизмы блокировки от хищений, которыми может управлять сам владелец телефона. Смартфоны Apple, например, можно блокировать через функцию Find My Phone: она позволяет отслеживать местоположение своего телефона и заблокировать его в случае необходимости (сделав полностью невозможным его использование).

В последних версиях операционной системы Android также есть подобные инструменты. Крупные производители (такие как Samsung, HTC, LG и т.п.) устанавливают свои механизмы защиты. Плюс этих механизмов в том, что они работают во всем мире и вы как владелец сами можете ими управлять.

Контроль серого импорта

Серый импорт представляет собой проблему на всех уровнях: для государства (оно не получает налоги), для продавцов (нет честной конкуренции) и для операторов (телефоны, официально ввозимые в РФ, проходят тестирование на совместимость с сетью в специальных лабораториях операторов. Незаконно появившийся смартфон может создать для сети оператора реальные проблемы). Конечно, здесь речь идет не об одном-двух аппаратах, а о целых партиях.

Таким образом, с точки зрения ограничений и контроля серого импорта, введение единой базы — инициатива здравая, и все операторы связи ее поддерживают.

Несколько важных «но»: во-первых, у таможенной службы есть масса других способов контроля серого импорта, во-вторых, уже существует так называемый «Проект по маркировке товаров», который сейчас находится в стадии пилотных запусков и подразумевает маркировку всех товаров, включая мобильные телефоны. Этот проект более универсальный и лучше справится с блокированием серого импорта. Отсюда вопрос: будет ли необходим дополнительный контроль?

Интересы государства и операторов

Интерес операторов понятен: скорее всего, от них не потребуется больших затрат на реализацию, так как подобные механизмы, позволяющие блокировать серые аппараты, уже реализованы в стандарте GSM. Это удобно как с точки зрения сети, так и с коммерческой: большинство устройств сейчас продается через салоны связи, контролируемые операторами. Это даст возможность не пускать на рынок ненужных производителей.

С точки зрения государства тоже все понятно: ограничение серого импорта, дополнительные налоги и, опять же стратегически, возможность не пускать на рынок определенных производителей (для чего на данный момент предостаточно инструментов).

Интересы конечных пользователей

Для конечных пользователей все не так однозначно: очевидно, появятся проблемы у любителей приобретать новые модели смартфонов за пределами РФ для личного использования. Теперь такой смартфон необходимо будет каким-то образом регистрировать, что сильно снизит привлекательность покупки.

Предполагается, что регистрация и доступ к единой базе данных станут платными для конечного потребителя. Значит совокупная стоимость устройства увеличится и станет не так невыгодно покупать смартфоны за границей.

Так для кого же эта инициатива

На данный момент, к сожалению, данная инициатива больше похожа на попытку создать еще одну федеральную базу данных и дать возможность заработать еще одному федеральному оператору этой базы данных за счет средств обычных граждан (сейчас в инициативе предлагается использовать ФГУП «ЦНИИС») .

Сегодня в РФ к сети подключено порядка 250 млн SIM-карт, из которых около 70% приходится на мобильные устройства. Это значит, что около 175 млн гаджетов требуют регистрации. Еще 28 млн новых устройств продается ежегодно. Таким образом, при любой тарифной политике этот проект может принести существенную прибыль.

Пожалуй, прежде чем принимать новый законопроект, стоит более внимательно рассмотреть доработку существующих механизмов и инструментов для реализации заявленных в инициативе задач.