Взгляд с топ-уровня и «от земли».

 Андрей Крупнов: Цифровая трансформация

Цифровизироваться можно было бы и получше. Почему вид на проекты сверху отличается от такового снизу.

Британское подразделение компании ABBYY провело исследование, согласно которому 82% топ-менеджеров уверены, что их компании в высокой степени подготовлены в части цифровизации, однако с этим утверждением соглашаются только 58% менеджеров более низких уровней. Менеджеры в 2,5 раза чаще, чем руководители высшего звена, говорят о том, что сталкиваются с проблемами при цифровой трансформации (DX), несмотря на наличие новых технологий. Эти цифры говорят о тревожном рассогласовании внутри бизнеса, которое ведёт к потерянным инвестициям и упущенным возможностям.

К примеру, несмотря на динамичное развитие платформам разработки с облегчённым программированием или без программирования (платформы low-code/no-code, если предпочитаете англицизмы), лишь 24% менеджеров используют их в своих проектах цифровой трансформации для более быстрого создания решений по автоматизации и устранения потребности в ручном программировании.

Лишь 34% менеджеров используют process mining (это я даже переводить не буду)), который может помочь им обнаружить узкие места и причины задержек в процессах и возможности для их автоматизации, при том что у 48% топ-менеджеров есть доступ к этой технологии.

Подавляющее большинство топ-менеджеров (более 60%) осознаёт необходимость и важность интеллектуальной обработки документов для цифровизации и перевода информации внутри компаний в вид, более пригодный для дальнейшей обработки.

Ускорение цифровой трансформации происходит не без дополнительных проблем.

Так, 96% британских компаний столкнулись сложностями при реализации DX проектов, и при этом лишь 65% опрошенных назвали причиной этих сложностей коронавирус и работу на удалёнке.

Среди компаний во всём мире, начавших процесс цифровой трансформации, 22% полностью забросили соответствующие проекты, в Великобритании таких оказалось только 16%. В среднем по миру 32% представителей компаний заявили, что новые технологии работают не так, как было задумано, в Великобритании такой ответ дали 24% опрошенных. Наконец, среди британских руководителей компаний 78% не ожидают, что проблемы закончатся вместе с пандемией и ожидают более долгосрочного воздействия на бизнес.

Среди причин трудностей в цифровой трансформации опрошенные в рамках исследования британские менеджеры назвали следующие:

  • 46% указали на сложности с согласованием бюджетов (при этом лишь 28% топ-менеджеров оценивают получение бюджета в качестве проблемы), 43% упомянули замену устаревших систем, а 40% заявили о наличии провалов в квалификации и навыках сотрудников.
  • 21% в качестве основного барьера назвали достижение соглашения с топ-менеджментом или правлением.
  • Туннельный эффект в оценке ситуации топ-менеджерами выражается в том, что 54% из них утверждают, что продвигают решения в части цифровой трансформации, однако только 32% их подчинённых согласны с этим. 47% менеджеров считают, что ситуацией управляют команды по инновации. С таким расхождением позиций и потенциальными конфликтами неудивительно, что столь большая доля проектов рассыпается.

Линейные менеджеры гораздо менее, чем топы, оптимистичны в оценке того, насколько готовы их компании к цифровизации. У 38% проблемы остаются даже после внедрения новых технологий, что контрастирует с всего 16% топ-менеджеров, давших тот же ответ.

Это рассогласование между верхним и средним слоями управления компаниями не позволяет эффективно осуществлять процесс управления и препятствует успеху цифровой трансформации. Проще говоря, инвестиции в технологии, которые выделяют топ-менеджеры, не приносят ожидаемого результата, при том что у 40% компаний в 2022 году ожидается рост объёмов таких вложений.

Примеров того, что запуск проекта цифровой трансформации или закупка крупного (или даже небольшого) технологического решения и его реализация/внедрение – это «две большие разницы», каждый, кто хоть немного поработал в реальном бизнесе, может привести великое множество. Я, когда читал этот материал, подумал о том, насколько управленческие проблемы универсальны вне зависимости от стран и культур. Кажется, что именно общее понимание этих проблем может стать основой для выстраивания успешных коммуникаций между компаниями из самых разных частей света.

Взгляд «с высоты птичьего полёта» и взгляд «с земли» регулярно дают совершенно различные картинки того, что происходит в компании. Проектное управление – само по себе сложная область деятельности, а в цифровой трансформации – вдвойне. Покупка новой технологии/решения – это только начало пути, основные проблемы ждут компанию именно на пути внедрения (всякий, кто внедрял самые мощные промышленные системы, такие как (сами знаете, какие), подтвердит).

Здесь, кстати, проявляется и проблема внутренней разработки в сравнении с привлечением в проект специализированного партнёра. Считается, что если некоторое решение создано в стенах копании силами его собственных специалистов, то оно естественно и органично впишется в технологический ландшафт и не создаст проблем при внедрении, аналогичных решениям внешних разработчиков (кто так не считает – извините, но вас меньшинство). Увы, это не так. Более того, в этом случае команда внедрения оказывается в более уязвимом положении, потому что ей нужен существенный административный ресурс, чтобы обеспечить запуск своей технологии в других подразделениях компании. В преобладающем большинстве ситуаций у неё такого ресурса не будет, что выльется в море крови с совершенно непредсказуемым результатом. Хотя на словах (т.е. в пресс-релизах и интервью топов) всё будет выглядеть более чем прекрасно.

Так что не скупитесь заплатить за услуги профессионального и опытного партнёра, будь то проектное управление или цифровой консалтинг. Да и сами доморощенные решения могут на поверку оказаться и не лучше, и не дешевле. Чтобы в этом удостовериться, с командных высот стоит регулярно спускаться на землю. Тогда на ней всё и заколосится)

Источник  finversia.ru