При этом эксперты отмечают, что кредитование и меры государственной поддержки важны, но не являются импульсом к росту количества сделок. Темпы роста портфеля автокредитования снижаются по сравнению с доковидным уровнем, но остаются на высоком уровне. Аналитики ПКБ оценивают высокий потенциал рынка в этом сегменте, где позиции игроков еще не обозначены однозначно. Автокредитование – одна из продуктовых ниш, в которой доля в выдаче кредитов МФО достигает 37% за счет кредитования новых автомобилей в дилерских центрах и автосалонах.
В Казахстане с 2015 года действует программа льготного автокредитования, целью которой является рост сбыта отечественной продукции населению за счет снижения конечной стоимости оформляемой в кредит продукции. Всего за время действия программы на реализацию программы Банка развития Казахстана было направленно 82 млрд тенге (о последнем транше в 20 млрд тенге было объявлено в СМИ 29 мая 2021 года).
Государственная программа поддержки для рынка важна, но не критична. По данным БРК, в период с весны 2015 года по конец апреля 2021 года было выдано около 27,5 тысяч кредитов на общую сумму 139,6 млрд тенге. Это составляет 10,2% от общего количества и 12,9% от общей суммы выданных за этот период времени автокредитов.
В целом объем выдачи автокредитов в Казахстане растет, также как и растет средний чек. Растет и спрос: количество выданных займов по итогам января-апреля 2021г. на 24,3% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Всего за 4 месяца текущего года было выдано 27 588 займов на общую сумму 132,7 млрд тенге.
Это, в свою очередь, ведет к росту портфеля, что говорит о том, что казахстанцы активнее набирают новые автокредиты, чем гасят уже имеющиеся. Общий объем портфеля автокредитования за 12 месяцев увеличился на 36,5%, достигнув 818,1 млрд тенге. Наиболее высокие темпы роста – в южных регионах, наиболее низкие – на западе республики.
Качество автокредитов улучшается, но это происходит не за счет сокращения задолженности, которая остается стабильной, а за счет роста самого портфеля. По состоянию на 1 мая 2021 г. объем займов с просрочкой составил 74,2 млрд тенге (или 9,1% от общего объема), в том числе с просрочкой в 90 и более дней – 44,1 млрд тенге (5,4%).
В большинстве регионов республики серьезной конкуренции у банков нет. Достаточно высокая доля МФО как в общем портфеле, так и в текущих выдачах только в двух крупнейших городах Казахстана – Нур-Султане и Алматы.
Несмотря на рост автокредитования и реализацию госпрограмм, автопарк республики остается достаточно старым. По данным Бюро национальной статистики, 64,3% от общего количества зарегистрированных в республике легковых автомобилей – старше 10 лет.
Ситуация на рынке способствует росту производства: по итогам 4 месяцев объем выпущенных легковых автомобилей вырос на 8,5%. Казахстан традиционно является чистым нетто-импортером автомобилей. При этом разница между общей стоимостью завезенной техники и доходами от зарубежных продаж остается весьма значительной. По итогам I квартала 2021 г. на каждый доллар, заработанный на экспорте, пришлось 18 долларов, потраченных на импорт.
Спрос на легковые автомобили значительно выше, чем на грузовую. Более того, отмечается тренд на рост этой разницы: пока спрос на легковой транспорт растет, на коммерческий остается примерно на одном уровне.
Источник 1cb.kz