COVID-19, захватив земной шар, обнажил множество ранее скрытых проблем. Самая явная из них — сегодняшнее состояние медицины. Казахстанские врачи в один голос заявляют, что отношение общественности к медицинским работникам в нашей стране резко ухудшилось. Только за последние три года из республики уехали три тысячи медработников. В чем причина?

fond medstrahovaniya

Кто не рискует, тот не врач

На днях в Нур-Султане состоялся круглый стол, где медики, фармацевты и ученые обсудили вопрос, насколько в стране защищены права представителей медицины. По их мнению, уголовное преследование и жесткое наказание за профессиональные ошибки вынуждают квалифицированных врачей эмигрировать из Казахстана.

Как подчеркнул исполнительный директор профсоюза работников медицины QаzMеd Серикбол Мусинов в интервью bаigеnеws.kz, проблемы у казахстанских медиков возникают прежде всего из-за того, что в медицинском сообществе нет единства и поддержки. В случае, когда врач оказывается обвинен во врачебном инциденте, он редко может рассчитывать на поддержку даже среди коллег.

«Мы разобщены. Контролирующие органы должны уважать конфиденциальность взаимоотношений врача и пациента. Необходимы гарантии моральной, экономической, профессиональной независимости врача. Эти принципы, а их 12, приняты 35-й Всемирной медицинской ассамблеей еще в 1983 году. До сих пор стоит вопрос, как повысить престиж врача и исключить голые обвинения. У пациента как личности тоже есть свои права. Соответственно нужно реализовать механизмы урегулирования взаимоотношений пациента и медицинского работника. есть вопросы к увеличению времени общения с больным», — сказал Мусинов.

Более критичным получилось выступление президента Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины и доктора медицинских наук Вячеслава Локшина. Он заявил, что в наше время врача превратили в крайнего практически во всех проблемах в сфере здравоохранения. По словам ученого, статус медработника нужно повысить на государственном уровне. Локшин призвал перестать сажать в тюрьму всех подряд хирургов, уличенных в халатности. По его словам, врач и так каждый день рискует, взяв в руки скальпель. Ведь не просто так из 50 уголовных дел половина обвиняемых — это хирурги, акушеры-гинекологи, анестезиологи. Это в очередной раз подтверждает, что там, где дело касается «точной» медицины, рисков не избежать.

Сейчас в медицинском сообществе ребром встала проблема выплаты штрафов. К примеру, когда суд назначает врачу штраф за неудачную операцию, речь идет о миллионах. Нужно понимать, что при зарплате 400-500 тысяч возместить все необходимые суммы не всегда реально. Действительно, профессия врача сопряжена со многими рисками: это риск заболеваний — инфекционных и неинфекционных, профессиональное выгорание, риск уголовного преследования в случаях ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником, иск пациента за причиненный здоровью ущерб в рамках гражданского процесса, риск потерять работу в связи с возникшим конфликтом с работодателем. По сути, разрешить эти проблемы могло бы внедрение специального страхования медработников. Но непонятен механизм — откуда взять средства на эти цели?

«На начальном этапе внедрения страхования страхователем будет выступать работодатель медицинской организации в размере 100 процентов страховых взносов с последующим применением принципа обязательности солидарности разделения взноса 50/50: половину будет выплачивать медицинская организация, половину — медицинские работники. Вместе с тем не ясен механизм изыскания средств на страхование со стороны работодателей. Из каких финансовых источников будут страховать медицинских работников? Будут ли эти средства предусмотрены в тарифах ФСМС или из собственных средств предприятия, допустим, за счет платных услуг? И этот вопрос до сих пор остается открытым. Как вы знаете, многие медицинские организации — в кредиторской задолженности, то есть тарифы полностью не покрывают их расходы. И проблема эта стоит уже давно.

За чей счет?

Заместитель Министра здравоохранения РК Ажар Гиният ответила, что в Министерстве запланировали поэтапное внедрение страхования профессиональной ответственности медработников. Там предусмотрены нормы административной, уголовной ответственности за ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими и фармацевтическими работниками.

Так как при возникновении медицинского инцидента уровень заработной платы медработника не позволяет возместить причиненный ущерб здоровью пациента самостоятельно, члены специальной рабочей группы изучили международный опыт системы обязательного страхования ответственности медработников. В большинстве стран ОЭСР применяется система вины, которая предполагает штрафные санкции — выговор, лишение лицензии. Система вины требует наличия судебного решения. Эту модель успешно применяют в США, Японии, Великобритании, Канаде и ряде других стран. Система без вины основана на компенсации — она работает в Дании, Финляндии, Швеции, Новой Зеландии. При этом оценка ответственности медицинских работников определяется при наличии травмы или при подтверждении факта ее предотвратимости.

Кроме того, в странах, где большинство медицинских услуг финансируют за счет государства, функционирует социальная модель страхования в рамках созданного централизованного фонда. Такой опыт есть в Швеции и Канаде. Частную практику возмещения страхования профессиональной ответственности медицинских работников успешно применяют в таких странах, как Германия, Япония, Россия и Грузия.

Как выяснилось во время недавней конференции, в Казахстане решили выбрать модель вмененного страхования профессиональной ответственности медицинских работников через действующие страховые компании. Это выплата компенсации до суда. Страхователем будет выступать работодатель, медицинская организация, так как лицензирование каждого медработника у нас в стране еще не внедрено. а в случае несогласия пациента с решением экспертного совета его жалоба будет передана в территориальное подразделение комитета медицинского и фармконтроля для предоставления экспертного заключения. Предельный объем ответственности страховщика по страховому случаю предлагают определить по аналогии с Законом РК «об обязательном страховании владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни и здоровью пациента и повлекший смерть» — это тысяча МРП. Установление инвалидности первой группы — 800 МРП, второй — 600, третьей — 500, увечий, травм или иных повреждений здоровья без установления инвалидности — в размере фактических расходов на амбулаторное и стационарное лечение пациента, 300 МРП. И размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее 10 МРП. Но это все — на стадии обсуждения и пока находит поддержку не у всех общественников.

Скажем, председатель Казахстанского альянса медицинских организаций Даулетхан Есимов считает, что предложенный министерством проект закона о страховании позволит недобросовестным пациентам необоснованно жаловаться на врачей, чтобы получить компенсацию. По его словам, нужно обеспечить медработникам юридическую защиту через адвокатов, которые смогут защитить врачей в судах.

По крайней мере, такая практика ложных обвинений в целях получения необоснованной выгоды уже распространена за рубежом. В целом все сообщество врачей сходится во мнении, что в стране должны существовать экспертные советы, которые будут определять степень вины врача при возникновении конфликтной ситуации. В эти советы должны входить опытные медики и правозащитники. Какие вынесенные на обсуждение предложения примут в итоге на законодательном уровне, покажет время.

Справка МК

Согласно официальной статистике Министерства здравоохранения в Казахстане ежегодно заводят около 300 уголовных дел против медицинских работников. За последние три года до суда дошло 50 дел, по 43 из них вынесены обвинительные приговоры в отношении 70 лиц. В пользу пациентов присуждены выплаты со стороны медицинских организаций или работников. Как сообщили в ведомстве, уголовные дела чаще всего заводят на акушеров-гинекологов (14 человек), хирургов (14), травматологов (восемь), а также анестезиологов. Общий размер компенсации морального и материального ущерба в пользу пострадавших пациентов составил свыше 40 миллионов тенге (более $90 тыс.).

Автор Аксинья Титова

Источник allinsurance.kz