Как система цифровой маркировки сможет сэкономить миллиарды для казахстанской экономики.
Судя по международной практике, цифровая маркировка товаров – один из самых эффективных методов борьбы с теневым оборотом товаров. Когда процесс оборота товаров становится транспарентным и можно быстро определить контрабанду, рынок начинает проходить фазу «обеления».
Что уже маркируется в Казахстане и что только в планах? Как будут маркировать местные товары? Какая от этого польза производителю и потребителю? И удастся ли снизить уровень контрафактных товаров в стране? Об этом рассказывает Бикеш Курмангалиева, генеральный директор Центра развития цифровой экономики АО «Казахтелеком»
Бикеш Кайдаровна, мировой опыт свидетельствует о том, что внедрение системы маркировки начинают с подакцизных товаров и лекарственных препаратов. Как и с чего началась маркировка у нас, в Казахстане?
- Действительно, маркировка традиционно внедряется с подакцизных товаров – сигарет и алкоголя. Мы также придерживаемся этого принципа, плюс у нас есть региональная специфика – обувная продукция, некоторые продукты питания и продукция легкой промышленности. Анализ рынков показал, что по объемам контрафакта легпром и обувь побили все рекорды. По обуви 48% рынка – в «тени», в легпроме – более 63%.
В Казахстане мы начали внедрение цифровой маркировки с табачных изделий. Сама отрасль была готова и поддерживала этот проект. Далее планируем введение цифровой маркировки обуви, затем фармпрепаратов. Европейские страны, кстати, все уже маркируют лекарства. Тем более что ситуация с пандемией еще раз показала необходимость и важность этого процесса.
Соглашения о цифровой маркировке страны - члены ЕАЭС подписали в 2018 году.
Теперь это одна из стратегических задач для всех наших стран, поскольку вы знаете, что мы, находясь в этом союзе, должны обеспечивать безбарьерную торговлю, делая прозрачным оборот и при этом защищая собственные интересы. Контрафакт не должен перетекать из страны в страну.
Кто отвечает за внедрение цифровой маркировки в Казахстане?
- Это долгосрочный межнациональный проект в рамках ЕАЭС. Подписано соглашение, определены регламенты взаимодействия. У нас есть и национальная политика по маркировке, она регламентирована законом о торговой деятельности и другими нормативно-правовыми актами. На конкурсной основе определили единого оператора маркировки, им стал «Казахтелеком». В законе определены все участники – правительство, отраслевые министерства. Есть и координирующий орган – Министерство торговли и интеграции. Они выносят инициативы на уровне ЕАЭС.
К примеру, мы в нашем Центре развития цифровой экономики отвечаем за вычислительную инфраструктуру, обеспечиваем генерацию и эмиссию двумерного кода Data Matrix, который наносится на каждую единицу товара, таким образом, отслеживается весь путь маркированной продукции от производителя до конечного потребителя. Хранение, обработка данных, работоспособность системы маркировки – это наша компетенция. Обслуживание пользователей, консультации контакт-центра по вопросам цифровой маркировки товаров, который работает круглосуточно, а также обучение пользователей также в нашей компетенции.
А что необходимо делать бизнесу?
- Мы постоянно на связи с предпринимателями тех товарных групп, которые на сегодня определены для цифровой маркировки, а также с бизнесом, который участвует в пилотах по тем товарным группам, которые только в планах внедрения маркировки. Очень важно, чтобы бизнес всесторонне подключился к процессу, понимал все механизмы работы в системе маркировки. Важно, чтобы предприниматели подготовились заранее, оснастили производственные линии, изучили процесс. Мы, в свою очередь, готовы отработать с каждым предприятием все процессы интеграции их систем с системой маркировки. В целом наша работа сейчас в этом и заключается – мы разъясняем бизнесу, что и как нужно сделать, чтобы безболезненно внедрить цифровую маркировку товаров на производстве.
Но ведь не все товары нужно будет маркировать?
- Нет, не все. Прослеживаемость особенно нужна для тех товаров, которые наиболее часто подделывают и которые незаконно ввозят на территорию Казахстана. А еще важнее маркировать те товары, от которых зависит здоровье населения. К примеру, лекарства. Подделка фармпрепаратов может стоит человеческой жизни. К сожалению, подделка лекарств тоже имеет место быть, когда вместо фактически заявленного действующего вещества на самом деле используется неэффективный, а иногда и опасный заменитель. Кроме того, особенно важно маркировать некоторые продукты питания, которые тоже напрямую влияют на наше здоровье. Здоровье граждан и уровень контрафакта на рынке – основные критерии выбора товарных групп для введения маркировки.
Цифровой маркировки будет достаточно, чтобы «обелить» рынок?
- Цифровая маркировка – это инструмент. А вот эффект зависит не только от оператора маркировки, это комплексная работа и бизнеса, и госорганов в том числе. Мы, к примеру, эмитируем уникальный код маркировки. Его невозможно подделать, мы применяем криптозащиту. Бизнес наносит этот код маркировки на товар. На каждом этапе передвижения продукции по товаропроводящей цепи должны соблюдаться определенные правила оборота маркированного товара. Дистрибьюторы и розничные магазины должны правильно принимать этот товар и подтверждать свои действия в системе маркировки. В свою очередь госорган администрирует прослеживаемость. Тогда можно будет говорить об эффективности маркировки.
Например, в розничную сеть поступает продукция с некорректным кодом маркировки. Пока не будет запрещающей нормы, эта продукция может быть продана, но в базу данных госоргана будет поступать информация о продаже продукции с некорректным цифровым кодом. Нарушения можно будет легко выявить. Если все звенья этой цепи под названием «маркировка и прослеживаемость» будут эффективно работать, через определенное время все быстро к нововведениям привыкнут.
Но не стоит забывать, что важнейший участник этого процесса – сам потребитель. Если мы все с вами станем менее терпимыми к контрафактной и некачественной продукции, начнем требовать от производителя соблюдать декларируемые им обязательства, проверять сроки годности через мобильное приложение, смотреть, откуда завезли товар и кто за него отвечает, сигнализировать через мобильное приложение о нарушениях в госорганы, то и бизнес не будет искать пути производства и продажи контрафакта. Нетерпимость к теневой экономике и контрабанде – тот выбор, который должен делать потребитель, поскольку надзирателя за каждым предприятием и магазином не поставишь.
Но ведь полностью уничтожить теневой рынок вряд ли получится...
- Конечно, мы будем стремиться к идеальному результату, но самые последние проценты всегда достаются сложнее всего. По данным аналитических агентств, основанных на глубоком анализе мирового опыта, внедрение обязательной маркировки товаров является триггером для «обеления» товарных рынков и позволяет сократить теневой оборот товаров на 70-80%. Достижение таких показателей в Казахстане, при введении обязательной маркировки 15 видов товаров, позволит создать дополнительный рынок сбыта в сумме 900 млрд тенге для добросовестных производителей и импортеров. Выручка добросовестного бизнеса увеличится на 11,3%, при этом разовые затраты производителей на оборудование для маркировки товаров составляет от 0,5 до 0,9% от суммы годовой выручки. Таким образом, увеличение доходов добросовестных казахстанских производителей в результате введения обязательной маркировки товаров составит более 10% в год. Соответственно, доходы государственного бюджета, в виде налоговых поступлений, увеличатся более чем на 100 млрд тенге в год. То есть, как мы видим, и государство, и бизнес, и потребитель получат существенные выгоды от внедрения данной меры.
Автор Алимхан Адилов
Источник forbes.kz