Мало кто с одобрением воспринял планы компании Facebook запустить новую цифровую валюту Libra в течение ближайшего года. Регуляторы, политики и учёные отреагировали на эту новость быстро и в большинстве случаев скептически. Комитеты конгресса США быстро организовали слушания, а в июле эта тема стала одной из основных на встрече министров финансов стран «Большой семёрки» во Франции
Теперь, когда компания бросила им перчатку, правительства должны воспользоваться этим шансом для продвижения такой цифровой валюты, которая послужит на благо общества. Даже самые ярые защитники существующей монетарной системы признают, что она не работает для всех в равной мере хорошо. Более того, эта система быстро отстаёт от технологических новшеств, многие из которых недостаточно регулируются и могут подвергнуть потребителей непредвиденным рискам.
Все эти эксперименты предлагают множество моделей, из которых можно выбирать. Но сначала нам следует задуматься над фундаментальным вопросом: должно ли государство позволять создание частных денег, или же ему следует жёстко ограничивать проекты, подобные биткойну и Libra, даже несмотря на риск торможения инноваций?
Общепринято определять деньги через функции, которые они выполняют: средство обмена, хранилище стоимости, расчётная единица. Доллар, фунт, иена и евро выполняют все три функции, но не без определённой помощи со стороны частного сектора. Банки играют критически важную роль в платёжных системах (обменная функция денег), например выпуская частные деньги в безналичном виде. Кроме того, они предлагают депозиты, которые можно рассматривать как хранилища стоимости (при условии, что они застрахованы). Только функция расчётной единицы, гарантирующая номинальную стоимость валюты в качестве легального средства платежа при уплате налогов, находится в руках одного лишь государства.
Учитывая, что некоторые базовые функции денег могут быть отданы на откуп частным игрокам, возникает вопрос, а надо ли это делать (и до какой степени). Должны ли мы отдавать предпочтение CBDC перед всеми остальными разнообразными формами цифровых денег, выпускаемых в частном порядке? В пользу CBDC имеются сильные нормативные аргументы. Будучи общественным благом, платёжные системы должны быть доступны всем на равных условиях. И при помощи современных технологий мы можем наконец-то отказаться от посредников (банков), которые столетиями занимались тем, что снимали сливки.
Однако многочисленность платёжных систем создаёт свои проблемы. Транзакционные издержки на конвертацию различных цифровых валют (между собой или в какую-либо государственную валюту) могут быть колоссальными. Кроме того, как свидетельствует история свободного банковского бизнеса, нерегулируемые монетарные системы склонны к краху.
Эту головоломку можно было бы решить, создав единую рамочную систему для всех цифровых валют, что позволило бы оставить открытой дверь для инноваций. Или же её можно решить, установив единые протоколы для управления совместимостью сепаратных систем – по аналогии с эволюцией интернета.
В любом случае нам нужна новая инфраструктура для управления как государственными, так и частными валютами. К ним следует относиться как к общественному благу, а значит, они должны быть доступны на некоммерческой основе. Они должны быть открыты для любого, кто хочет разрабатывать те или иные новые продукты и услуги, с простым условием обязательной регистрации. В зависимости от типа услуги все подобные предложения должны так или иначе регулироваться с целью гарантировать безопасность и стабильность монетарной системы. Для снижения расходов небольших стартапов на соблюдение норм регулирования надзорные органы могли бы предоставлять бесплатные консультации относительно каналов регулирования, которые подходят для новых продуктов. Там, где это необходимо, регулирование следует упростить, чтобы устранить ненужное дублирование и другие источники неэффективности.
Цифровые деньги стали для нас огромным вызовом. Стражи денежной системы – центробанки – традиционно концентрируют своё внимание исключительно на монетарной политике и финансовой стабильности. Курирование финансовых инноваций находится далеко за пределами их нынешних мандатов. Но учитывая темпы перемен, у них, возможно, нет иного выбора, кроме как расширить полномочия, и чем скорее, тем лучше.
Источник https://forbes.kz