Но на долю автомобилей с возрастом более 10 лет приходится больше половины всех сделок,сообщает 365info.
На 100 казахстанцев приходится 18,8 зарегистрированных автомобилей. Это наименьший показатель за последние 10 лет. Такие данные на начало 2022 года публикует @DataHub_FCBK с ссылкой на официальную статистику.
Согласно статистике, на начало 2016 в среднем на сотню казахстанцев приходилось 22 авто, но в течение пяти из последующих шести лет показатель снижался, опустившись до текущего уровня.
«На динамику влияют два фактора. Первое – увеличение населения. Второе – снижение количества зарегистрированных автомобилей. По состоянию на 1 января 2022 на учете состоит 3 млн 798 тыс. единиц. За год их число снизилось на 72,2 тыс. (-1,9%); за семь лет – на 202 тыс. (-5,1%)», — отмечают авторы телеграмм-канала.
Причем снижение отмечается во всех регионах страны. Сейчас самое большое среднее количество зарегистрированных авто на 100 человек – в Алматинской области (22,1 ед.). Наименьшее – в Туркестанской области (7) и Шымкенте (10,4). Это объясняется большим количеством автомобилей, зарегистрированных еще в бывшей Южно-Казахстанской области (167,9 тыс.).
Почему идет снижение?
Потому что становится меньше старых автомобилей. За 2021 год количество транспорта в возрасте более 10 лет снизилось на 88,4 тыс. единиц (3,5%). Это значительное, но далеко не самое сильное сокращение за последние годы. Так, в 2015 году их число упало на 669,9 тыс. ед. (23,1%).
Одновременно с этим растет количество новых автомобилей. На начало 2022 года
зарегистрировано 516,8 тыс. единиц транспорта в возрасте не более трех лет. Это на 54,2 тыс. больше, чем годом ранее
Сказывается рост продаж новых авто, что в свою очередь связано с ростом автокредитования.
Сейчас в республике 63,4% зарегистрированных авто старше 10 лет. То есть примерно два из каждых трех. Доля авто в возрасте не более 3 лет – 13,6%. Это хуже, чем было в 2016-2017, но положительная динамика в вопросе обновления автопарка в последние годы все же есть.
Автохлам еще востребован
В 2021 году на учет было поставлено 467,6 тыс. автомобилей в возрасте более 10 лет, что говорит о высоком спросе на вторичном рынке. На долю такого транспорта приходится 58,8% от общего количества регистраций (то есть фактически сделок). В Жамбылской области показатель и вовсе составляет 79,6%; в Алматинской – 77,4%.
Текущая доля находится на минимальном уровне по крайней мере за последние пять лет. То есть спрос на старые авто все в меньшей степени определяет динамику рынка в целом.
«В 2021 году в Казахстане прошли регистрацию (включая вторичную) 147 тыс. автомобилей в возрасте не более трех лет. Это на 22,7% больше, чем в 2020, и в два раза больше, чем в 2018. На долю новых автомобилей приходится 18,4% всех регистраций. Другими словами, больше половины сделок осуществляется со старыми автомобилями, однако с каждым годом авторынок молодеет», — пишет @DataHub_FCBK.
Где ситуация хуже всего?
Наибольшую долю в общем объеме сделок старые автомобили занимают в южных регионах. Но их вклад понемногу снижается. В той же Жамбылской области доля авто в возрасте более 10 лет в общем объеме регистраций снизилась с 81,6% в 2020 до 79,6% в 2021. Причем снижение доли происходит в течение нескольких лет подряд (в 2018, к примеру, показатель составлял 84,7%). Аналогичная динамика прослеживается и в других областях макрорегиона. И происходит это на фоне роста заработной платы.
Обратная ситуация в северных регионах. В Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях доля старых автомобилей в общем объеме регистраций в 2021 году оказалась выше, чем в 2020.
В Нур-Султане на долю авто не старше трех лет пришлось 31,9% всех регистраций в 2021 году. В Атырауской области — 31,7%.
Автор Алексей Никоноров
Источник 365info.kz