Ассоциация миноритарных акционеров предложила разрешить гражданам тратить пенсионные накопления на покупку акций казахстанских компаний, сообщает 365info.
Как только в рамках трансформации Фонда «Самрук-Казына» и его портфельных компаний по поручению президента Касым-Жомарта Токаева объявили о скорой приватизации квазигоскомпаний, на арену вышли миноритарии.
10 февраля Ассоциация миноритарных акционеров (QAMS) презентовала пакет инициатив по контролю за нацкомпаниями через инструменты фондового рынка.
«Необходимо рассмотреть возможность изменения законодательства в части использования «сверхдостаточных» пенсионных накоплений для покупки акций казахстанских компаний. Для этого можно использовать специализированный инвестсчет по аналогии со счетом 401k в США. Данная мера позволит казахстанцам не зависеть от ЕНПФ в части принятия решений, осуществлять инвестиции самостоятельно, а также участвовать в управлении компании через голосования на собраниях акционеров», – отметили в QAMS.
Сразу возник ряд вопросов:
- а готовы ли вкладчики ЕНПФ к такого рода управлению своими пенсионными деньгами с учетом их «разношерстности»?
- не появится ли на рынке очередная группа теперь уже инвестиционных «помогаек-брокеров» и даже мошенников, которые оставят людей без пенсии?
Минимум сохраняется
Управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана, председатель общественного совета при ЕНПФ Ерлан Бурабаев рассказал, как он себе представляет реализацию инициативы QAMS.
Если мы говорим о том, чтобы привлекать вкладчиков к самостоятельному управлению пенсионными активами, то одна из моделей, которая позволяет им использовать стратегию, отличную от стратегии Нацбанка, — передать их в частные управляющие компании, — говорит эксперт. — Они предлагают определенные инвестиционные стратегии, которые должны заинтересовать вкладчика ЕНПФ, чтобы он к ним пришел. Это система коллективного инвестирования. Она обеспечена гарантиями сохранности денег.
В своем предложении QAMS говорит о предоставлении вкладчикам ЕНПФ права самостоятельного инвестирования денег. Это совсем другое, не так ли?
— Ну да. Вопрос — кому и как предоставлять эти права? Механизм, предполагаю, будет непростым, если его примут.
Потому что проводить селекцию вкладчиков по принципу «владеете навыками инвестирования — вам можно, а вы не владеете — вам нельзя» тоже неправильно
Но тем не менее надо понимать, что фондовый рынок — рынок достаточно грамотных финансово людей.
Кажется, по отношению к пенсионным деньгам такая селекция будет оправданной? Чтобы в случае оголтелого разбрасывания пенсионными активами не наступили печальные последствия типа «пенсионного банкротства».
— С 2021 года гражданам дали возможность изымать излишки пенсионных накоплений на жилье и лечение с сохранением на счетах минимального порогового уровня. То есть какой-то минимум вкладчики при выходе на пенсию все-таки получать будут.
То есть государство уже дало людям право решать самим — или не трогать свои накопления, или осознанно идти на возможное получение в будущем пенсионного минимума
Использованные на жилье и лечение излишки вышли из системы пенсионного обеспечения. А при переводе пенсионных активов в управляющую компанию деньги сохраняются в системе. Просто ими управляют смелее, чем это делает Национальный банк.
Ограниченные возможности
Ну там и рисков больше?
— Больше. Но не обязательно всю сумму излишков направлять в управляющую компанию. Пусть какая-то часть останется под управлением Нацбанка, а какая-то — под более смелым управлением специальных управляющих компаний.
Плюс государство защитило вкладчиков пенсионной системы от возможных чрезмерных рисков со стороны управляющих компаний. Во-первых, есть определенные требования по инвестированию. Во-вторых, обязанность управляющих компаний в случае отставания от средневзвешенной доходности компенсировать ее из собственных средств.
Конечно же, управляющие компании в таких условиях не сильно агрессируют на рынке. Следовательно, нельзя от них ожидать сильно высокой доходности
Она может быть чуть выше, чем у Нацбанка. Не будь требования о компенсациях, управляющие компании предлагали бы более интересные стратегии для вкладчиков.
Вот предложение Ассоциации миноритарных акционеров, как я это вижу, направлено на более агрессивную инвестиционную политику — чтобы вкладчик сам принимал решения по инструментам своих вложений.
Но возникает справедливый вопрос: когда люди потратили по своему личному желанию пенсионные излишки в недвижимость, у которой высокие риски потери, это ответственность вкладчиков, является ли логичным возлагать ответственность за риски на управляющие компании, которые также по желанию и выбору вкладчика инвестировали его деньги в разрешенные государством инструменты?
Профессионалы под контролем регулятора
Купленную недвижимость можно потрогать руками, а передача денег в доверительное управление несколько другое, не так ли? Никто же не даст гарантий, что какие-то условные «помогайки-брокеры» не воспользуются малограмотностью людей и не оставят людей без пенсии?
— Для этого существуют механизмы защиты. Во-первых, к управлению пенсионными деньгами должны допускаться только лицензированные участники, которые работают под надзором государства. Во-вторых, пенсионные активы ни в коем случае не должны передаваться третьим лицам.
Я не сторонник брокерского обслуживания, я за индивидуальное управление пенсионными планами в рамках управляющих компаний.
Пусть они как специалисты сами предлагают вкладчикам, в каких инструментах им сидеть
Да и, думаю, вряд ли регулятор пойдет на такие риски, как брокерское управление пенсионными деньгами. В таком случае действительно нужно быть уверенными, что вкладчик разбирается в управлении деньгами.
С другой стороны, есть еще и варианты, которые существуют в западной практике — квалифицированного и неквалифицированного инвестора. Кто хочет самостоятельно инвестировать в более рисковые инструменты, должен:
- доказать свои знания
- иметь понимание
- пройти определенное тестирование
И только потом получить право самостоятельно инвестировать пенсионные активы в выбранные им финансовые инструменты.
Почему QAMS вообще вышла с такой инициативой? Чего хотят?
— Думаю, у Ассоциация миноритарных акционеров интерес, чтобы в управление компаниями пришло больше индивидуальных инвесторов. Хотя у миноритариев это участие, конечно, весьма условное во всем мире. Компаниями управляют мажоритарии, а миноритарии присоединяются к тем направлениям развития компаний, которые определяют мажоритарии. Если миноритария политика управления не устраивает, он продает акции компании. Все.
Если по решению мажоритария проведены сделки, которые ухудшили финансовое положение компании, безусловно, миноритарий может поднять вопрос, что руководство компании действовало не в интересах общества.
Решил сесть в лодку, греби веслами
А если этот миноритарий пенсионный вкладчик? Допустим, запустят механизм покупки на пенсионные деньги акций компаний. Какая-то часть умных казахстанцев это сделает. И в какой-то момент миноритариям сообщат, что «лодка пошла ко дну». Кто будет нести ответственность за то, что государство позволило человеку залезть в эту лодку, в которой затонули его пенсионные деньги?
— Государство разрешило — это одно. А сам факт вложения вкладчиком пенсионных денег в эту лодку — его персональное решение.
В том-то все и дело — нельзя всегда гарантировать человеку, даже если он ошибется, что ему все компенсируют, а «этих вот накажут»
Нет, вкладчик принял решение, и это должно быть его персональной ответственностью.
Люди-то молодые, горячие, а когда состарятся, куда придут с протянутой рукой — к государству. Что тогда будем делать?
— Поэтому государство и оставляет в ЕНПФ минимальный порог достаточности. А все, что накоплено сверх него, предлагает к инвестированию в разрешенные инструменты. Но под ответственность вкладчика.
И вот теперь настало время признать, что правила для управляющих компаний сформированы таким образом, что они ограничены в рисках.
В 5-10-летнем периоде, как правило, инвестиции на фондовых рынках всегда дают положительный результат. Доходность намного лучше и эффективнее. Поэтому система коллективного инвестирования интересна
И в Казахстане, поверьте, есть вкладчики, которые хотели бы вложить пенсионные активы в более интересные стратегии, которые бы позволяли полностью сконцентрироваться на каком-то индексе, которым не нужна гарантия безубыточности и доходности в коротком периоде, они готовы в периоде 5-10 лет иметь доходность выше консервативной стратегии Нацбанка.
Больше свободы — лучше доходы
То есть в данном случае предложение QAMS — расширить перечень инструментов для инвестирования пенсионных активов и права вкладчиков ЕНПФ?
— Да. Но к их предложению я отношусь несколько настороженно. Я не сторонник того, чтобы предоставить всем вкладчикам право самостоятельно выбирать эмитентов. Так как это пенсионные активы, им нужно предоставить право выбирать определенные инвестиционные стратегии.
А выбор эмитента пусть остается за управляющей компанией?
— В рамках разрешенных по определенным требованиям к их качеству. Счет 401к в США — это как раз режим ограниченного инвестирования.
То есть если государство соглашается и дает вкладчику право самому выбрать инвестиционную стратегию в рамках допущенных к инвестированию инструментов, это можно сделать и в текущей модели.
Достаточно отменить требование о компенсации со стороны управляющих компаний денег при отставании доходности. Управляющая компания не может и не должна отвечать за «хотелки» своих клиентов
Если акции Google и Tesla, в которые вложился вкладчик ЕНПФ, как, условно, в разрешенные к инвестированию пенсионных активов, вдруг рухнули в цене, тогда вкладчик сам несет ответственность за это решение. Никакая управляющая компания не обязана отвечать своими деньгами за стоимость условных Google и Tesla.
На мой взгляд, такую возможность дать казахстанцам можно. Это будет иметь мультиэффект:
- мотивирует управляющие компании к формированию интересных предложений по инвестированию
- повысит доходность пенсионных активов
- способствует инвестиционной грамотности граждан, которым интересно управлять своей будущей пенсией
Автор Александра Алёхова
Источник 365info.kz