У бизнеса есть деньги, но все упирается в дефицит земли


Фермеры, желающие развивать садоводство в Казахстане, довольны новой программой Минсельхоза, которая стимулирует их выращивать фрукты и составлять конкуренцию продукции из Узбекистана, Китая и Польши. Единственное, что является для них «тормозом» — это фактор земли, ее дефицит или отсутствие. Притом что земельный вопрос входит уже в компетенцию местных акиматов.

Субаренда плохо урегулирована

Генеральный директор ТОО «Агрофуд Казахстан» Акмаль Кадырбеков занимается интенсивным садоводством на 197 гектарах земли в новой Туркестанской области. Но и этот сравнительно небольшой земельный участок ему пришлось долго поискать в разных регионах страны. Да, сейчас компания выращивает интенсивный яблоневый сад — 92 га, черешневый — 22 га, персиковый — 70 га и сливовый — 13 га, однако компания могла бы взять куда большие объемы земли в оборот.

Другое частное предприятие из Туркестанской области разместилось на площади в 98 га, где выращивает дыни и хлопок. Однако, как признался на совещании с руководством Минсельхоза его глава, компания не может получить землю, а работает лишь на праве субаренды, которое толком не урегулировано законом. При этом, чтобы забронировать земельный участок на следующий 2019 год, предпринимателю пришлось выложить хозяину земли 34 млн тенге. По его подсчетам, этих денег хватило бы, чтобы спокойно освоить минимум 900 га под интенсивное садоводство.

Фермеры не могут раскинуть «райские сады»

Бизнесмены, занятые выращиванием фруктов в промышленных масштабах, заверили на недавней встрече в Туркестане вице-премьера — министра сельского хозяйства Казахстана Умирзака Шукеева, что, если бы у них была возможность получить землю в землепользование, каждый из них в течение ближайших нескольких лет мог бы посадить сады на территории до 5 тыс. гектар. У бизнеса имеются деньги, помощь со стороны Минсельхоза они оценивают высоко, однако все упирается в дефицит земли по причине сосредоточения большого количества земельных участков в руках латифундистов.

«Я поэтому сейчас столько езжу по регионам, ведь именно здесь находятся главные субъекты, от которых зависит решение земельного вопроса в стране. Это, прежде всего, районные акимы и акимы сельских округов. Они владеют полной и всеобъемлющей информацией о том, кому принадлежат земли на вверенной им территории, кто реально занимается сельским хозяйством на своих участках, а кто их полностью забросил. Или кто, например, на самом деле проживает в городах, а, используя незаконно институт субаренды, сдает свои участки предпринимателям, которые действительно хотят что-то делать. При этом субаренда, как мы видим, неоправданно повышает себестоимость выращивания наших фруктов. И если местные акимы не захотят навести порядок с землей, тогда придется это делать в обход них, применяя цифровую технологию по космомониторингу земли. А после выявления „простаивающих“ участков изымать эти земли», — ответил фермерам Умирзак Шукеев.

Дополнительно глава Минсельхоза порекомендовал бизнесу сосредоточиться на выращивании именно фруктов, а не хлопка. Потому что если хлопок с гектара дает доход в $2,5 тыс., то сады гарантируют фермеру доходность от $30 тыс. до $40 тыс. с такой же площади.

Казахстан вынужден импортировать фрукты

Кстати, как пояснил нашему изданию глава Союза садоводов Туркестанской области Болатбек Нажметдинулы, в настоящее время под интенсивное садоводство в регионе отдано 1800 га, что, понятно, далеко не предел. При этом в Казахстане уровень потребления фруктов и косточковых составляет 570 тыс. тонн, однако ежегодно казахстанские фермеры выращивают только 202 тыс. тонн, из которых вдобавок 54 тыс. тонн уходит на экспорт в Российскую Федерацию. А потому республика вынуждена каждый год импортировать 422 тыс. тонн фруктов и косточковых из Узбекистана, Китая, Польши и той же России. И это не считая цитрусовых.

«Помимо земли, которой под сады должно быть больше, мы закладываем у себя процесс естественного опыления пчелами, которое поднимает урожайность на 20%. Или высаживаем деревья, которые выполняют роль опыления. Поэтому садоводство в ближайшей перспективе должно принести не только пользу Казахстану в плане импортозамещения, но и развития смежных отраслей сельского хозяйства, таких как пчеловодство», — рассказал нам Болатбек Нажметдинулы.

Подготовлено kapital.kz