На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы обеспечения продовольственной безопасности и создания товаропроводящей системы. О планах по реализации проекта доложили министры торговли и интеграции Бахыт Султанов и сельского хозяйства Сапархан Омаров.
По словам министра торговли и интеграции Б. Султанова, в целях обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо обеспечить потребности населения качественными товарами аграрной и пищевой промышленности, стабилизировать цены на продукты питания и товары первой необходимости, повысить продуктивность отечественного производителя, развивать эффективную логистику сельхозпродукции и расширять экспортные каналы ее реализации.
"Мы должны понимать, что затраты на хранение и логистику казахстанских товаров должны стать не "бременем" при их поставке как на внутренний, так и на внешние рынки, а превратиться в наше конкурентное преимущество", - сказал Б. Султанов.
Современное состояние продовольственной безопасности характеризуется, во-первых, недостатком качественной инфраструктуры для долгосрочного хранения. Это увеличивает издержки сельхозпроизводителя.
Во-вторых, отсутствие координации объектов торгово-логистической инфраструктуры между собой усложняет путь товара к потребителю.
В-третьих, старые форматы торговой инфраструктуры не позволяют эффективно распределить продукцию и стабилизировать цены на долгосрочный период.
Как отметил министр торговли и интеграции, спрос на внутреннем рынке будет покрываться за счет отечественных продовольственных товаров. Однако существующая инфраструктура, несовершенная логистика, не налаженное взаимодействие участников товародвижения приводит к значительному росту цен. Это на себе ощущает каждый гражданин, особенно в период межсезонья.
"Каждый год с февраля по май, когда уже истощаются запасы прошлогоднего урожая и начинается завоз нового из соседних стран, мы наблюдаем высокую волатильность цен. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на инфляцию. Причина необходимости создания системы хранения и реализации продуктов, производимых в стране, связана с большими затратами производителей", - сказал Б. Султанов.
По данным Министерства сельского хозяйства, дефицит по стране овощехранилищ составляет порядка 70%, а в некоторых регионах эта цифра достигает 90%. Это приводит к большим потерям продукции и невозможности ее хранения в течение длительного периода.
К примеру, потери овощей и фруктов составляют порядка 19%, мяса и молочной продукции – 5%. Это означает, что все расходы, понесенные предпринимателем из-за потерь, ложатся на конечную стоимость продукции. Что касается торговой инфраструктуры, то в настоящее время в стране насчитывается 750 торговых рынков, большая часть которых (51%) является нестационарными.
Как отметил Б. Султанов, современные разгрузки, позволяющие быстро загружать товары (сейчас его называют "кросс-док") и отсутствие температурных складов, оказывают непосредственное влияние на цену. На действующих рынках нет информационной системы по отслеживанию товаропотоков.
При этом механизм доступа производителей к прилавкам создает основу искаженного ценообразования, несправедливых торговых наценок и необоснованного роста цен в определенные периоды.
"Ажиотаж при введении карантина в наших городах наглядно оголил эти проблемы. Для срочного, в тоже время системного решения существующих проблем предлагается создать национальную товаропроводящую сеть, состоящую из единого комплекса оптово-распределительных центров. Данная экосистема создаст отдельный экономический кластер, который приблизит производителя к потребителю, а также "вольется" в торговую инфраструктуру республики, образуя единый механизм", - заверил Б. Султанов.
Ядром системы станут оптово-распределительные центры, классифицированные по функционалу торговли и распределения.
Оптово-распределительные центры будут предлагать специализированные услуги, начиная от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции. Данная инфраструктура позволит выстроить эффективные транспортно-логистические каналы для ключевых направлений поставок продукции. Также будут осуществляться экспортно-импортные операции в страны ЕАЭС, ЦА и Китай, что расширит рынки сбыта.
По словам министра торговли, сеть оптово-распределительных центров станет связующим звеном между основными участниками товаропроводящей системы и объединит в один кластер производителей, ретейлеров, поставщиков. Предлагаемая система полностью соответствует глобальным трендам. Однако при исследовании ведущих мировых систем, таких как Ранжис и Меркаса, ключевую роль в выстраивании торгово-логистической инфраструктуры играет государство.
К примеру, во Франции из 20 оптовых продовольственных рынков только один является частным, остальные рынки являются полностью или частично государственными. В Испании сеть ОРЦ Mercasa также является государственной. 62% акций Варшавского сельскохозяйственного оптового рынка также принадлежит государству.
"Исходя из модели товаропроводящей системы и консультаций с мировыми и региональными экспертами, мы определили четкие параметры и характеристики каждого звена предлагаемой товаропроводящей сети. Оптово-распределительные центры являются элементами единой системы, в связи с чем их распределение по типам и функционалу является наиболее эффективным", - сказал Б. Султанов.
ОРЦ, ориентированные на торговлю, будут располагаться в 20 км. от городов, имеющих объемный рынок сбыта, выгодное географическое местоположение. Их функция будет заключаться в приближении фермеров к рынкам сбыта.
ОРЦ, ориентированные на распределение, располагаются в черте города. Наличие таможенного терминала на их территории позволит ускорить процедуру оформления грузов.
"Мы планируем выстроить сеть оптово-распределительных центров во всех регионах страны, которая охватит цепочку товародвижения от производителя до полки. Создание товаропроводящей системы предлагается реализовать в 3 этапа. На первом этапе планируется строительство 5 оптово-распределительных центров, ориентированных на хранение сельскохозяйственных товаров, в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях", - сказал Б. Султанов.
Общая стоимость реализации проекта составляет 237,5 млрд тг. Создание товаропроводящей системы позволит привлечь и обеспечить рабочими местами порядка 10,5 тыс. специалистов, в том числе на период строительства 4,2 тысяч, эксплуатации объектов 6,3 тыс. специалистов.
Для строительства объектов будут привлекаться отечественные проектные и строительные компании.
"В целом, мы разработали и предлагаем механизмы полного ввода к 2022 году мощностей в общем объеме 4,8 млн. тонн в год. Это полностью покроет дефицит мощностей и создаст условия для последующей экспортной экспансии. С акиматами мы отработали вопросы выделения земельных участков для первых двух этапов. По остальным 15 объектам в кратчайшие сроки будут проводиться работы", - добавил Б. Султанов.
Министр сельского хозяйства С. Омаров в свою очередь сообщил, что имеющаяся сырьевая база не обеспечивает равномерные поставки качественного сырья в течение года из-за неразвитости торгово-логистической системы, практически отсутствуют объекты по предпродажной подготовке товара. В целом недостаточный уровень интеграции в систему сбыта сдерживает развитие отечественного производства.
В отдельных регионах недостаточно развита складская инфраструктура по хранению плодоовощной продукции и пищевых продуктов.
"По предварительным данным акиматов в республике насчитывается 1249 единиц плодо-овоще-картофеле-хранилищ с общей емкостью 1 908,3 тыс. тонн, что недостаточно для обеспечения хранения произведенной продукции. При объеме производства картофеля, капусты, моркови, лука, свеклы в 2019 году в 6,7 млн тн и потребности хранения овощей до следующего урожая как для внутреннего потребления, так и экспорта – необходимо иметь специализированных мощностей порядка 2,8 млн тн", - пояснил С. Омаров.
Со своей стороны Министерство сельского хозяйства принимает меры по увеличению объемов производства овощей и фруктов за счет внедрения новых технологий, развития питомниководства, использования качественных семян и саженцев, расширения площадей орошаемых земель, использования современных поливных машин, а также развитию, расширению и модернизации емкостей хранения овощей, фруктов и картофеля, что является неотъемлемой частью торгово-логистической инфраструктуры.
"Для стимулирования предпринимателей к строительству овощехранилищ Министерством предусмотрены инвестиционные субсидии в размере 25%, а также льготное кредитование по программе экономики простых вещей", - отметил министр сельского хозяйства.
Развитие торгово-логистической инфраструктуры путем создания сети оптово-распределительных центров обеспечит снижение потерь произведенной сельхозпродукции после сбора урожая, исключение непродуктивных посредников, доступ сельхозпроизводителей к торговым сетям, увеличение сбыта продукции сельского хозяйства как на внутреннем рынке, так и в экспортном направлении.
Источник: primeminister.kz