Страны БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – сотрудничают в ряде областей и стали мощным голосом в поддержку реформы глобального управления.
Пандемия сильно ударила по БРИКС. На момент написания данной статьи, в Индии было зарегистрировано наибольшее число инфицированных в рамках этой группы (и она занимает второе место в мире после США) – 32,2 миллиона человек. В Бразилии зарегистрировано 20,3 миллиона случаев, в России – 6,6 миллиона, в Южной Африке – 2,6 миллиона, а в Китае, где возникла пандемия, – менее 100 тысяч. Общее число смертей от COVID-19 в пяти странах в настоящее время составляет 1,25 миллиона человек, при этом 80% приходится на Бразилию и Индию.
Этот тяжелая утрата – и тот факт, что богатые страны Большой семерки закупили более одной трети мировых запасов вакцины против COVID-19, несмотря на то, что они составляют лишь 13% мирового населения – должен был послужить импульсом к более тесному сотрудничеству между странами БРИКС. Но, как недавно отметил Вишвас Сатгар из Университета Витватерсранда во время вебинара, организованного Политическим центром БРИКС, страны БРИКС “увидели расхождения, непоследовательность и отсутствие сотрудничества в области вакцинации против COVID-19”.
Страны БРИКС не новички в так называемой “дипломатии вакцин” или в усилиях по укреплению связей посредством сотрудничества в исследованиях и инновациях, связанных с вакцинами. Например, в 2018 году, когда Южная Африка председательствовала в блоке, ее правительство предложило создать совместный Центр исследования вакцин – идея, которая стала частью Йоханнесбургской декларации БРИКС.
Хотя центр еще не создан, существовала надежда, что страны БРИКС будут тесно сотрудничать в разработке и распространении вакцины против COVID-19. Но даже некоторые вакцины, разработанные самими странами БРИКС, получили неоднозначную оценку внутри блока.
В августе 2020 года Россия стала первой страной в мире, которая зарегистрировала вакцину-кандидат от COVID-19, а три месяца спустя она первой среди стран БРИКС анонсировала высокоэффективную вакцину: Спутник V. Как сообщается, вакцина на 92% эффективна против коронавируса. Но ученые подвергли критике быстроту испытаний Спутника V и отсутствие прозрачности в отношении исходных данных, а Всемирная организация здравоохранения пока еще не одобрила вакцину.
Среди других стран БРИКС Бразильское агентство по регулированию здравоохранения первоначально заблокировало Спутник V в ответ на данные, указывающие на неблагоприятные побочные эффекты. Оно отменило это решение в июне 2021 года и разрешило импорт 928000 доз. Индия получила 125 миллионов доз вакцины в мае 2021 года.
Южноафриканское управление по контролю за продуктами медицинского назначения (SAHPRA) не одобрило использование Спутник V и ожидает дополнительных данных от Российского научно-исследовательского института Гамалея, который разработал вакцину. Несмотря на то, что SAHPRA испытывает растущее давление со стороны левой партии “Борцов за экономическую свободу” с тем, чтобы оно одобрило “незападные” вакцины против COVID-19, агентство по-прежнему твердо придерживается своего научно-обоснованного подхода, свободного от политического влияния или давления.
Напротив, в мае и июне 2021 года соответственно ВОЗ включила китайские вакцины Sinopharm и Sinovac в список препаратов для использования в экстренных случаях. Бразилия участвовала в испытаниях Sinovac и, после положительных результатов, продолжила ее использование. Но несмотря на то, что в июне Управление по контролю за оборотом лекарственных средств Индии объявило, что больше не будет требовать промежуточных испытаний и серийного тестирования в Индии вакцин против COVID-19 одобренных ВОЗ, пока неясно, включит ли страна вакцины Sinovac и Sinopharm в свою программу по иммунизации. Аналогичным образом, Южная Африка дала зеленый свет на использование вакцины Sinovac в июле 2021 года, но еще не объявила о каких-либо планах по ее закупке.
Затем следует производство вакцин. На Индию приходится 50% всех мировых поставок вакцин, и Институт сыворотки Индии – крупнейший в мире производитель вакцин – сотрудничал с Oxford Vaccine Group над созданием Covishield, местной версии вакцины AstraZeneca-Oxford COVID-19. Но, несмотря на возможности производства вакцины, Индия полностью вакцинировала против COVID-19 только 8,8% населения, в то время как одну дозу получили лишь 22%.
Аналогичным образом, компания Biovac из Кейптауна в 2022 году начнет производство вакцины Pfizer-BioNTech COVID-19 для распределения в Африке. В настоящее время полностью вакцинированы от COVID-19 только 6,9% южноафриканцев, и еще 5,6% получили одну дозу. Biovac станет “предприятием занимающимся заполнением и укупоркой” до того, как вакцины попадут в намеченные пункты назначения.
Индийские и южноафриканские производители вакцин заключили технологически ориентированные соглашения со своими западными партнерами, но не владеют никакими патентами, связанными с COVID-19. Пытаясь решить эту проблему, еще до заключения этих соглашений, правительства двух стран в октябре 2020 года выступили во Всемирной торговой организации с требованием отказаться от прав интеллектуальной собственности на технологии и вакцины COVID-19.
Но министры иностранных дел БРИКС коллективно поддержали это предложение лишь в июне 2021 года, через восемь месяцев после его первого представления. Китай и Россия ранее хранили молчание по этому вопросу, тогда как Бразилия, как отмечает эксперт по БРИКС Карин Коста Васкес, была единственным членом группы, открыто выступившая против этой идеи, что напрямую соответствует позиции бывшего президента США Дональда Трампа. Позиция Бразилии стала более благосклонной только в начале 2021 года, после того как Индия заявила, что начнет отправлять вакцины против COVID-19 в ключевые страны-партнеры, а администрация президента США Джо Байдена заявила о своей поддержке предложенного отказа от интеллектуальной собственности.
На данный момент, роль Индии и Южной Африки в производстве вакцин против COVID-19 не должна отвлекать их от реализации их важного предложения в ВТО. Кроме того, странам БРИКС следует уделить первоочередное внимание созданию Центра исследований вакцин, с целью расширения сотрудничества в этой области.
Пока неясно, удастся ли им добиться успеха. Пандемия COVID-19 испытала коллективную силу стран БРИКС и выявила, что им очень ее не хватает. Поэтому, блок упустил возможность усилить свою поддержку реформы международного управления и поставил под сомнение свое соответствие целям реагирования на возникающие критические глобальные вызовы.
Автор Луанда Мпунгосе
Источник forbes.kz