Как инициатива министра финансов РК скажется на бизнесе.
В четверг, 2 сентября, на заседании правительства министр финансов РК Ерлан Жамаубаев заявил о необходимости отменить трехлетний мораторий на проверки микро- и малого бизнеса, поскольку, по его словам, недобросовестные предприниматели восприняли данную инициативу как шанс безнаказанно уклоняться от налогов.
В интервью председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы Максим Барышев рассказал о том, чем вызвано это предложение, как оно скажется на бизнесе и противоречит ли это указаниям Касым-Жомарта Токаева.
Максим, как вы оцениваете эту инициативу министра финансов страны?
- Безусловно, я категорически против. Нужно исходить из текущих реалий. Думаю, что в правительстве в курсе, что бизнес во всем мире, в том числе в Казахстане, последние полтора года несет колоссальные убытки. Все надеялись, что прошлогодние жесткие ограничительные меры остались в прошлом и власти предпримут шаги для оздоровления экономики. Но, как выяснилось, это далеко не так. В первом полугодии текущего года из-за карантинных ограничений и локдаунов выходного дня отечественный бизнес понес значительные потери. Запрет на работу по постановлениям санврачей пришелся на основное время работы общепита, торговли и других видов бизнеса. Предприниматели в этих условиях потеряли до 70% продаж. Соответственно, на 70% сократилось количество фискальных чеков и сократятся налоги. Повторюсь, что если здраво оценивать сложившуюся ситуацию, то можно увидеть, что снижение кассовых чеков и снижение уплачиваемых налогов - это результат ограничительных мер, локдаунов выходного дня.
И ведь предложение господина Жамаубаева далеко не первое. О том, что правительство отказывает в поддержке бизнесу в 2021 году, на брифинге заявил первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков 24 августа.
Напомните читателям, для чего президент в декабре 2019 года вводил мораторий?
- В 2019 году в своем послании президент Казахстана отметил, что его решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса вступит в силу с января 2020 года. Также было сказано о том, что бизнес сталкивается с многочисленными проблемами, связанными с действиями правоохранительных и контролирующих органов, участились случаи рейдерства в отношении МСБ. Таким образом, ожидалось снижение нагрузки на бизнес. Также тогда глава государства заявил, что любые попытки воспрепятствовать развитию бизнеса, особенно малого и среднего, должны рассматриваться как преступления против государства.
Текущее предложение Минфина РК по отмене мониторинга на проверки противоречит указу президента и принципу добросовестности бизнеса.
К чему приведет отмена моратория?
- Отмена моратория, скорее всего, приведет только к лишнему взаимодействию бизнеса с фискальными органами и, как следствие, - к коррупции. Ожидаемого пополнения бюджета при отмене моратория, считаю, не будет, так как бизнес продолжит нести убытки в связи с постановлениями санитарных врачей.
Понятно, что предложение Минфина вызвано желанием восполнить потери бюджета от снижения налоговой выручки. Но ведь во многом это снижение возникло как раз из-за карантинных ограничений, то есть действий властей.
- Если предприниматели несут убытки, то они не могут платить больше того, чем заработали. Подобные решения в нынешней ситуации приведут только к ухудшению бизнес-климата в стране. Для пополнения бюджета можно, например, повысить налоги, но это даст сиюминутный результат, на квартал-полугодие. А потом бизнесы закроются, десятки тысяч людей останутся на улице. Ни предприниматели, ни работники не смогут платить налоги, снизится покупательская способность, повысится социальная напряженность, возникнет эффект домино. Поэтому к подобным мерам нужно подходить обдуманно. Если мы вводили мораторий на налоговые проверки, когда о коронавирусе фактически еще и не знали, а бизнес действовал в достаточно привычном поле, то нынешнее предложение об его отмене, с огромными проблемами в предпринимательской среде, вызывает очень серьезные вопросы.
Главным аргументом Минфина в отмене моратория стало то, что бизнес уклоняется от уплаты налогов. Как вы считаете, подобные предположения объективны?
- Бизнесу необходимо доверять. Министерство финансов владеет информацией о бизнесе в режиме реального времени: все операции видны через фискальные чеки ККМ, ЭСФ и камеральный контроль. Трехлетний мораторий на проверки микро- и малого бизнеса, а также освобождение от налогов - благоразумное решение президента, которое дало хорошие плоды и принесло увеличение поступлений в бюджет, даже в год пандемии.
В своем послании от 1 сентября Касым-Жомарт Токаев сказал: «Все, кто сомневается в курсе главы государства, не справляется с работой, возможно, хочет каким-то образом отсидеться, уклоняется от выполнения поручений президента – мне кажется, должны уйти с занимаемых постов».
Считаю, что министру финансов не стоит сейчас показывать свою активность путем внедрения проверок бизнеса, так как это абсолютно противоречит как указу президента, так и его посланию.
Малый бизнес в год карантинов и ограничений не должен быть донором бюджета, он отвечает за снятие социальной напряженности.
Источник forbes.kz