Значительная нехватка водителей грузовиков привела к срыву поставок топлива и товаров в Великобритании.
Сообщается, что в попытке стимулировать людей идти на эту работу, некоторые работодатели предлагали заработную плату до 70 000 фунтов стерлингов ($95 750) в год с дополнительными бонусами в размере 2 000 фунтов стерлингов.
Выступая в четверг перед ITV News, министр Великобритании по делам малого бизнеса Пол Скалли (Paul Scully) предупредил, что «это будет тяжелая зима для людей».
«Мы знаем, что это будет проблемой, и поэтому мы не недооцениваем ситуацию, в которой мы все оказались», - сказал он. Однако в пятницу он сказал Times Radio, что «людям не нужно выходить и паниковать».
Представитель премьер-министра Бориса Джонсона заявил ранее на этой неделе, что в Великобритании нет недостатка в топливе, и люди должны продолжать покупать газ в обычном режиме. Он также охарактеризовал цепочку поставок продуктов питания в Великобритании как «очень устойчивую», но признал, что некоторые предприятия отрасли сталкиваются с проблемами, и сказал, что правительство проводит встречи с представителями этого сектора.
Поскольку запасы некоторых товаров первой необходимости сократились, появились сообщения о пустых полках и длинных очередях из автомобилей у заправочных станций.
В пятницу в интервью BBC министр транспорта Великобритании Грант Шэппс (Grant Shapps) сказал, что люди должны продолжать покупать бензин в обычном режиме, добавив, что для разрешения проблемы с грузоперевозками могут быть привлечены военнослужащие, если это поможет ситуации.
Нефтяной гигант BP подтвердил в пятницу, что он временно закрыл несколько своих заправочных станций в Великобритании из-за нехватки неэтилированного бензина и дизельного топлива.
«Они были вызваны некоторыми задержками в цепочке поставок, на которые повлияла нехватка водителей в отрасли по всей Великобритании, и для решения этой проблемы предпринимаются многочисленные действия», - сообщил представитель по электронной почте.
«Мы продолжаем работать с нашим поставщиком по перевозкам, чтобы свести к минимуму любые сбои в будущем и обеспечить эффективные и действенные поставки для обслуживания наших клиентов. Мы отдаем приоритет доставкам в зоны обслуживания автомагистралей, основные магистральные дороги и участки, где наблюдается наибольший спрос».
Представитель Esso ExxonMobil сообщил CNBC, что небольшое количество объектов, которыми компания управляет в Великобритании, пострадали от нехватки топлива, но компания «тесно сотрудничала со всеми сторонами в нашей дистрибьюторской сети, чтобы оптимизировать поставки и минимизировать неудобства для клиентов».
В заявлении, отправленном по электронной почте в пятницу, представитель Tesco, крупнейшего супермаркета Великобритании и оператора 500 заправочных станций, сказал: «У нас хорошая ситуация с топливом, и поставки на наши бензозаправочные станции по всей Великобритании осуществляются каждый день».
Sainsbury’s заявила, что в настоящее время не испытывает никаких проблем с поставкой топлива, но следит за ситуацией.
Некоторые запасы продовольствия в Великобритании также пострадали из-за перебоев в сфере доставки. Но, по словам Яна Райта (Ian Wright), исполнительного директора Федерации продуктов питания и напитков Великобритании (FDF), производители продуктов питания и напитков в стране испытывают «такую же серьезную нехватку рабочей силы, как и те, которые наблюдаются в цепочке поставок продуктов питания».
«Нам нужно, чтобы правительство срочно провело полное исследование состояния рынка труда, чтобы понять самые насущные проблемы», - сказал он в заявлении, отправленном по электронной почте.
«Например, рабочие могли вернуться в свои страны проживания во время изоляции и не вернуться [в Великобританию]. По некоторым оценкам, эта цифра превышает миллион. Если не предпринять быстрых действий, последствия, которые мы уже наблюдаем, усугубятся».
В последние дни серьезная нехватка углекислого газа в Великобритании вызвала опасения, что производство продуктов питания сильно пострадает из-за невозможности перевозки продуктов по всей стране. Американский производитель CO2 CF Industries недавно закрыл два британских предприятия, которые производят 60% коммерческих поставок в стране, обвинив в этом стремительно растущие оптовые цены на газ.
Хотя правительство Великобритании заключило с компанией соглашение о возобновлении производства, BBC сообщила, что пищевая промышленность страны может в конечном итоге заплатить в пять раз больше за газ в соответствии с соглашением.
Энергетические компании также оказались под давлением: по крайней мере семь поставщиков потерпели крах с августа после того, как цена на оптовый природный газ выросла на 250% менее чем за девять месяцев. По данным энергетической торговой ассоциации OGUK (Oil & Gas UK), только с августа по сентябрь цены выросли на 70%.
В Великобритании действуют ограничения на максимальные цены по оплате энергии, которую поставщики могут взимать с потребителей, при этом предельные значения цен пересматриваются правительством каждые шесть месяцев. Некоторые ожидают, что текущее ограничение будет снято, когда оно будет рассмотрено министрами в апреле, а это означает, что британские домохозяйства покроют часть возросших оптовых расходов.
В отчете о своем последнем решении по денежно-кредитной политике в четверг Банк Англии предупредил, что уровень инфляции, вероятно, вырастет до «чуть выше» 4% в этом году, что вдвое превышает целевой уровень.
Рост спроса после карантина из-за коронавируса рассматривается как фактор, стоящий за этими проблемами, а также нехватка рабочей силы и предложения в результате полного выхода Великобритании из Европейского союза в начале этого года.
Во время телефонного разговора с CNBC в пятницу Яэль Селфин (Yael Selfin), главный экономист KPMG UK, заявила, что не похоже, что хаос с поставками в стране будет полностью решен до зимы.
По словам экономиста, на устранение нехватки рабочей силы может потребоваться как минимум шесть месяцев.
Тем не менее, общий прогноз Селфин для экономики Великобритании оставался позитивным.
«Даже с учетом дополнительных потрясений у нас может быть более слабый рост, но мы по-прежнему ожидаем роста на 6,2 процентных пункта», - сказала она.
Эндрю Гудвин (Andrew Goodwin), главный экономист Oxford Economics в Великобритании, также сказал, что потребуется время, чтобы решить проблему нехватки водителей-доставщиков.
Тем не менее, Гудвин сказал, что он также сохраняет «разумный оптимизм» в отношении состояния экономики Великобритании.
Автор Игорь Черненков
Источник finversia.ru