Почему путешествия дорожают по всем направлениям.
Ассоциация туроператоров России поделилась недавно статистикой: средний чек туров, проданных в турагентствах в июле–сентябре, вырос на 32% по сравнению с 2019 годом и составил 83,4 тысячи рублей. При этом количество кассовых транзакций оказалось на 3% ниже. Получается, что в разгар сезона отпусков, когда после прошлогодней изоляции турагенты должны были столкнуться с волной отложенного спроса, он, наоборот, сократился. Правда, оставшиеся туристы тратили заметно больше денег.
Почему растут цены? Во-первых, из-за ослабления рубля. Если говорить о поездках за рубеж, то в 2021 году тот же набор услуг обходился российскому туристу минимум на 10% дороже, чем в 2019-м.
Во-вторых, из-за пандемии. Количество стран, готовых принимать туристов из России, ограничено. Как следствие, с рынка исчез целый пласт предложений вроде недорогих туров в страны Юго-Восточной Азии, морских круизов, экскурсионных поездок по европейским столицам или отдыха в Альпах. Кроме того, сохраняются ограничения со стороны самой России. Количество регулярных рейсов почти повсеместно квотируется правительственным оперштабом, чартеры до недавнего времени вообще были запрещены.
В этих условиях билеты в Грецию могут стоить 50 тысяч рублей, и такие цены уже не удивляют. Парадокс в том, что состоятельные туристы продолжают активно путешествовать: и без того недешевые туры в такие страны, как Арабские Эмираты и Мальдивы, в этом году стали еще популярнее. Для тех, кто не может себе этого позволить, фактически остался один вариант – Турция.
Добавлю, что к цене международной поездки теперь надо приплюсовать еще и стоимость нескольких ПЦР-тестов, которые нужно сдать на разных ее этапах. И это тоже влияет на туротрасль: многие россияне, привыкшие путешествовать за рубежом, все больше склоняются к внутреннему туризму.
Кстати, пандемия подогрела цены и на внутренних направлениях. По оценкам экспертов, размещение в отелях на черноморских курортах за два года подорожало на 15%. Вроде бы немного, но это усредненная оценка. Если смотреть на тарифы в популярных отелях высокого ценового сегмента, которые не уступают иностранным аналогам по качеству, то подорожание куда заметнее – до 90%. Причина в том, что качественных приморских отелей у нас категорически не хватает. А спрос огромный. Туристический кешбэк, который, по задумке Ростуризма, должен был сделать отдых в России доступнее, фактически сработал наоборот и в разгар сезона еще больше разогнал цены на курортах.
Как отдохнуть гражданам, для которых расценки на привычные виды поездок стали запретительно высокими? По данным онлайн-ритейлеров, летом россияне стали вдвое охотнее покупать автохолодильники, а в октябре почти на 50% выросли продажи товаров для сада и дачи. Вывод очевиден: наиболее бюджетным форматом становятся автотуризм и окучивание приусадебных участков.
Другой интересный тренд: россияне скупают или арендуют недвижимость в Сочи, из-за чего за год она подорожала вдвое. Как оказалось, на черноморский берег переезжают «удаленщики», ранее работавшие в Таиланде, на Гоа или Бали. Специально для таких клиентов, кстати, некоторые отели переоборудуют номера под апартаменты и коворкинги…
Что в итоге? Коронавирус, запрос на уединенный отдых, инфляция, снижение доходов населения, новая закрытость стран – все это подталкивает туриндустрию к большой трансформации.
Вот наглядный пример. Когда рынок туров за рубеж рос, туроператоры были готовы месяцами продавать туры в убыток, зарабатывая на коротких пиках – новогодних и майских праздниках, сезоне отпусков в июле и августе. Теперь, когда рынок падает, терять деньги на горящих турах никто не готов: слишком велика вероятность невосполнимых потерь. Увы, ушло то время, когда можно было купить тур за $200–250 и неделю отдыхать в пятизвездном отеле.
Чтобы снизить риски, некоторые компании, в том числе и крупные, вообще отходят от классической модели туроператора, предполагающей выкуп блоков мест у отелей и авиакомпаний или даже наличие собственного перевозчика. Вместо этого они стремятся работать по принципу агрегаторов – собирать туры на своих сайтах, как конструктор из предложений сторонних поставщиков. Но в этой сфере они находят себе мощных конкурентов: это банки и интернет-магазины, встраивающие продажу билетов, аренду отелей и другой тревел-контент в свои «экосистемы».
В том числе на этой территории турбизнесу придется состязаться с «Яндексом» и «Сбером». Кто окажется успешнее – вопрос. В новой среде выживут те, кто либо предложит лучшую цену, что рискованно, либо сумеет дать экспертность в сочетании с индивидуальным подходом. За которые, конечно же, надо платить.
Автор Дмитрий Даниленко
Источник profile.ru