Пандемия, нарушившая цепочки поставок, а также дорогая электроэнергия, нехватка рабочих рук и другие проблемы привели к тому, что во всей Европе растут цены на продукты, а некоторые товары становятся дефицитом. Экологи говорят, что из-за роста населения и сокращения пахотных земель эти проблемы будут только усугубляться. Грозит ли Европе продовольственная инфляция и каких инструментов сдерживания стоит ждать от чиновников в ближайшее время?
Во Франции, Германии, Великобритании, а также в США и Канаде вслед за энергетическим кризисом фиксируют сокращение объемов производства. Коронавирусные ограничения накладываются на рост цен на энергоресурсы, что приводит к повышению цен на бытовые продукты и рекордным за 20 лет показателям инфляции. Так, во Франции булочники жалуются, что из-за скачка цен на пшеницу им приходится повышать цены на багет в среднем на 10 центов. Аналитики Fitch ожидают, что весь 2022 год будут оставаться высокими цены на кофе — из-за проблем с поставками и локдаунов в Бразилии, Вьетнаме и Колумбии.
Самая высокая инфляция за 20 лет
Во Франции менеджеры по закупкам фиксируют резкое снижение объемов производства с тех пор, как были введены жесткие ограничения из-за пандемии. Как пишет Bloomberg, деловая активность в Германии, крупнейшей экономике Европы, упала в октябре до восьмимесячного минимума. Некоторые производители товаров отметили «серьезные задержки» поставок, которые стали причиной отмены или отсрочки контрактов. Согласно исследованиям IHS Markit, на этом фоне выросло инфляционное давление. По заключению авторов исследования, дефициты поставок стали главным драйвером роста закупочных расходов компаний, которые переложили издержки на клиентов, в результате сейчас цены растут с самой высокой скоростью за 20 лет.
Компании сталкиваются не только с проблемами в цепочке поставок, но и с более высокими затратами на энергию, сырье, упаковку и доставку из-за энергетического кризиса. Многие компании — от производителей мыла Dove до мороженого Magnum — повысили цены в прошлом квартале в среднем более чем на 4%. Это самый большой скачок цен с 2012 года. Заявления о грядущем повышении цен сделали и компании Nestle SA, Procter & Gamble Co. и Danone SA. Гендиректор Unilever Алан Джоуп заявил Bloomberg, что в следующем году инфляционное давление продолжится. Глава Kraft Heinz недавно в интервью BBC призвал покупателей привыкать к высоким ценам на продукты — не только из-за последствий пандемии, но и из-за глобальных экологических причин, таких как перенаселение.
Инфляция в США в этом году достигла самого высокого показателя с 2008 года. В развитых странах из-за постпандемийного дисбаланса спроса и предложения этот показатель превысил 4% лишь во второй раз за последние 20 лет. Сокращение производственных ресурсов сказывается не только на росте цен, но и на объемах производства, пояснил Bloomberg Джо Хейс, старший экономист лондонской фирмы.
По данным Евростата, годовой уровень инфляции в сентябре в зоне евро составил 3,4% и 3,6% (годом ранее этот показатель составлял -0,3%). При этом больше всего выросли цены на энергоносители — на 17,6%.
«Учитывая, что половину цен на энергоресурсы составляют налоги, задача которых преимущественно субсидировать функционал возобновляемых источников энергии, а также углеродный налог, можно представить, как бизнес-сообщество болезненно переживает сложившуюся ситуацию. Дефицит в зоне евро — это как раз следствие всех вышеописанных проблем», — говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Производство в западных странах сокращается в результате дефицита отдельных компонентов и комплектующих, в частности полупроводников, вследствие разрыва производственных и торговых цепочек из-за пандемии, поясняет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» кандидат экономических наук Сергей Суверов. По его мнению, именно это стало одной из причин роста инфляции.
«Другой причиной стало увеличение спроса из-за накачки экономик деньгами и прямой раздачи финансовой помощи населению в западных странах. Так как госрегулирование цен в зарубежных странах почти не практикуется, практически единственным способом борьбы с ростом цен остается монетарный арсенал, а именно сворачивание стимулов и повышение процентных ставок», — добавил эксперт.
Дорогая паста и дефицитное шампанское
Пока во Франции из-за роста цен на пшеницу дорожает багет, в Италии производители пасты пытаются запастись сырьем для своей продукции, пока она не стала еще дороже. Ассоциация итальянских фермеров Copagri 20 октября заявила, что сейчас растут цены на пшеницу и твердых, и мягких сортов — соответственно, дорожать будут макаронные изделия и хлеб. Американский ресторатор Дарио Монни в интервью Bloomberg сказал, что мука сорта семолина, которую он покупал в Италии, с прошлого года подорожала на 10–12%.
Цены на макаронные изделия уже выросли в США и Канаде после того, как засуха выжгла североамериканское производство твердых сортов пшеницы, которая нужна для производства спагетти. Производство твердых сортов в Канаде, крупнейшем экспортере, сократилось почти вдвое в этом году, а урожай в США стал самым маленьким за последние 60 лет.
В результате цены на твердые сорта пшеницы в канадской провинции Альберта выросли более чем на 60% с августа и в настоящее время торгуются вблизи максимума, по крайней мере с 2015 года, согласно данным компании Farmers Advanced Risk Management Co. в Виннипеге.
Нарушения в цепочках поставок принято называть «проблемой бутылочного горлышка» — и в текущей ситуации у этой метафоры появился еще один смысл. В мире возникла угроза дефицита вина и шампанского. С одной стороны, в ряде винодельческих регионов проблемы с урожаем, а с другой — поставки нарушаются из-за сбоев в логистике.
Выросли цены на доставку и сопутствующие материалы. По словам Кэролайн Дьюирст, директора по развитию бизнеса Hillebrand в Северной Америке, стоимость доставки по морю на Западное побережье США из Азии в этом году выросла на 380% по сравнению с прошлым годом (на основе обзора за июль 2021 года по сравнению с июлем 2020 года), из Южной Америки — на 185%. Стоимость доставки из Европы на Восточное побережье США тем временем выросла на 110%. Цены на доставку воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом тоже выросли, хотя и не так резко.
Спрос на товары, необходимые для производства и продажи вина — бутылки, пробки, этикетки — тоже вырос. По словам Шона Фитцджеральда, директора по маркетингу Thomas, в сентябре 2021 года спрос на винные коробки увеличился на 77%, а спрос на винные бутылки — на 172% по сравнению с предыдущим месяцем. Business Insider пишет, что из-за дефицита бутылок вино приходится дольше оставлять в бочках, что отрицательно сказывается на его вкусовых качествах.
В США уже опасаются, что останутся без шампанского на Рождество. Как пишет Wall Street Journal, в некоторых магазинах даже ввели ограничение — не больше двух бутылок в одни руки. Типичная примета дефицита.
Как спастись от инфляции и дефицита
Компании обычно повышают цены постепенно, поэтому начало инфляционного периода традиционно наносит наибольший ущерб прибыльности. Если они слишком быстро увеличат стоимость, покупатели перейдут на более дешевые товары конкурентов или отложат покупки.
«Невозможно повышать цены каждый день день, — заявил гендиректор Nestle Марк Шнайдер Bloomberg TV. — Но именно это и приходится делать». Общие цены Nestle выросли на 2,1% в III квартале, что стало самым высоким показателем за пять лет.
Однако, по данным Nestle, сильнее всего растут цены для потребителей на развивающихся рынках — на 2,6% за последние девять месяцев. Для развитых стран этот показатель составил 0,8%. В феврале Bloomberg включил Россию в список стран, где проблема роста цен на продовольствие стоит наиболее остро и может спровоцировать социальные волнения. Министерство экономического развития России назвало эти выводы спекулятивными.
В Великобритании стоимость хеджирования от инфляции в течение следующего десятилетия выросла в пятницу до самого высокого уровня за последние 25 лет. Это ставит новую задачу перед центробанками после многих лет снижения целевых показателей инфляции, пишет Bloomberg. Они пытаются понять, следует ли им ускорить отмену стимулирующих мер в странах, охваченных пандемией, или оставить все как есть, надеясь, что скачки цен носят временный характер.
Рост инфляции на фоне пандемии может подтолкнуть европейских чиновников к пересмотру налоговых законов, считает Жарский: «Евросоюз исторически является зоной со стабильной экономикой, и такой чрезмерный разгон инфляции на фоне пандемии и постепенной стабилизации общественной жизни — серьезный сигнал к тому, чтобы отойти от ряда жестких решений, принятых ранее. В противном случае можно дальше продолжать наблюдать за новыми инфляционными рекордами и возникновением дефицита в ряде отраслей».
Автор Дарья Лабутина
Источник forbes.ru