Казахстанский политолог Андрей Чеботарёв объяснил, почему он поддерживает предстоящие реформы , сообщает informburo.kz.
Политическая наука отмечает два основных вида политических систем:
1. Открытая, которая характеризуется высоким уровнем взаимодействия с обществом и участия граждан в политической жизни и управлении делами государства на всех уровнях административно-территориального устройства.
2. Закрытая, отличающаяся ограниченными связями с обществом, максимальным отстранением значительной части граждан от участия в политике и превращением последней в сферу деятельности узкого круга лиц.
В Казахстане, начиная с 1995 года, последовательно шёл процесс формирования закрытой и жёстко централизованной политической системы. Одним из последних шагов в этом направлении стало лишение в 2018 году граждан права баллотироваться в порядке самовыдвижения в депутаты маслихатов всех уровней. Отдельной большой темой также является прекращение в разное время под давлением властей деятельности ряда оппозиционных и даже некоторых лояльных, но не контролируемых ими партий и движений.
Однако со сменой руководства страны и занятием поста главы государства Касым-Жомартом Токаевым был дан старт процессу реформ, которые направлены на постепенное обеспечение открытости политической системы.
Среди мер, реализованных в данном направлении в 2019-2021 годах, следует выделить:
1. Принятие закона "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан", на основе которого только в течение первого года его действия в стране было проведено более 500 митингов и иных собраний.
2. Введение выборов акимов сельских населённых пунктов и городов районного значения, избираемых непосредственно местными жителями. Первый раунд этих выборов прошел в 2021 году с участием 2172 кандидатов, большинство которых составили самовыдвиженцы.
3. Утверждение Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года, которая, в частности, предусматривает создание в сельских населённых пунктах и городах районного значения представительных органов – кенесов, избираемых местными жителями, а также расширение полномочий сходов местных сообществ.
4. Разработка и рассмотрение в парламенте проекта закона "Об общественном контроле", призванного обеспечить контроль заинтересованных граждан и общественных организаций за деятельностью государственных и квазигосударственных структур.
Следующим этапом движения в сторону открытой политической системы является объявление президентом в его мартовском Послании народу Казахстана нового пакета политических преобразований, ядром которого является конституционная реформа.
Из 56 поправок в Конституцию РК следует выделить:
1. Введение смешанной избирательной системы на парламентских выборах и, как следствие, возвращение гражданам возможностей реализации своего пассивного избирательного права (права быть избранными). К тому же на законодательном уровне это будет осуществлено и в отношении выборов депутатов маслихатов всех уровней.
2. Предоставление гражданам возможности влияния на деятельность депутатов мажилиса парламента, избираемых по одномандатным округам, посредством их возможного отзыва.
3. Воссоздание Конституционного суда и, как следствие, возвращение гражданам возможностей защиты своих конституционных прав и свобод посредством обращения в данный орган.
К тому же конституционная реформа будет проведена посредством всенародного голосования на республиканском референдуме.
В совокупности всё это способствует расширению возможностей и механизмов участия казахстанцев в политической жизни и управлении делами общества и государства. Таким образом, политическая система Казахстана шаг за шагом открывается.
Понимаю, что о масштабной и одномоментной демократизации политической системы Казахстана речи пока не идёт. Для этого, на мой взгляд, необходимы кардинальные изменения не только в политике, но и в экономике в сторону искоренения монополизма и обеспечения реальной конкуренции. Решения в данном случае остаются за руководством страны. Но по тем вопросам, где мои оценки, идеи и предложения выслушиваются, ценятся и принимаются, активно участвую, пишу, убеждаю.
Хорошо помню период перестройки в бывшем СССР, когда от давшего ей старт доклада последнего союзного руководителя Михаила Горбачева до отмены знаменитой статьи 6 Конституции СССР прошло пять непростых лет (с 1985 по 1990 год). К этому времени в стране работали избранные на сравнительно демократичной основе Советы всех уровней, создавались и действовали разные партии и движения, свободно выступала разнородная оппозиция, а завершилось всё отменой всевластия КПСС. Хотя в 1985 году вряд ли кто-то ожидал подобного развития событий. Свою роль в столь масштабных трансформациях сыграло не только политическое волеизъявление союзного руководства, но и большой запрос общества на перемены. Наблюдаю ряд параллелей того времени в современном Казахстане и уверен, что мы идем своими темпами в аналогичном направлении.
30 августа 1995 года я ходил на референдум и проголосовал против принятия действующей Конституции РК как одного из ключевых инструментов создания закрытой политической системы. А 5 июня 2022 года я пойду на референдум и проголосую за внесение в неё поправок, которые будут способствовать постепенному возвращению данной системы в открытый формат.
Каждый гражданин Казахстана сам решит, идти или не идти на референдум, а если идти, то за что голосовать. Лично я намерен голосовать, во-первых, за свои предложения, которые все эти годы неоднократно озвучивал на разных официальных, неправительственных, медийных и экспертных площадках и которые нашли отражение в пакете конституционных поправок. Во-вторых, за политический вектор в сторону открытой политической системы Казахстана.
Источник informburo.kz